Уже в LV-Ш вв. до н.э. буддизм широко распространился по всей территории Индии, при царе Ашоке из династии Маурьев (III в. до н.э.) он стал официальной религией. Буддизм во многом следовал тем религиозно-философским принципам, которые были разработаны в предшествующую эпоху (стремление к слиянию духовного начала с Абсолютом в поисках освобождения). Однако в буддизме было и нечто новое. Успех в проповеди Будды во многом определялся тезисом о жизни как страдании, который импонировал широким социальным слоям. Можно утверждать, что культурная роль буддизма связана прежде всего с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека.
Значение буддизма для развития культуры Индии состоит и в том, что его распространение способствовало развитию письменности (запись высказываний Будды), литературы (поэзии и драмы), архитектуры, живописи.
В отличие от предшествующего периода, буддийская эпоха (вторая половина I тысячелетия до н. э.) оставила множество культовых памятников из камня; это - стамбхи, ступы, чайтьи. Стамбхи - монолитные колонны, которые царь Ашока воздвигал на местах, связанных с историей буддизма, - завершались символическими фигурами животных. Ступы - буддийские храмы - представляли собой массивные сооружения, которые покоились на круглом (в плане) основании. В центре ступы в небольшом реликварии (часто вырезанном из хрусталя) хранились останки Будды или буддийских святых. Каждая ступа была обнесена каменной оградой с воротами, ориентированными по четырем сторонам света; увенчана шпилем, с острия которого, считалось. Будда возносится в нирвану.
Третий вид культовых памятников буддизма - чайтьи ( скальные храмы). Один из великолепнейших в Индии и в мире пещерный храм в Карли вырублен в скале на глубину 40 метров. Продолговатый зал чайтьи делится двумя рядами мощных колонн на три нефа - просторный средний и узкие боковые (структура чайтьи очень напоминает христианскую базилику), на противоположном конце храма находится небольшая ступа.
Храмовые сооружения были богато украшены множеством скульптур. В ранней период истории буддизма изображений Будды не было, а его учение проповедовалось в виде символов - колеса законов «чакра», «зонтиков» (например, семь зонтообразных дисков на шпиле ступы означали семь ступеней с земли на небо), священного дерева «бодхи». Но во II в. до н. э. на воротах и оградах ступ возникают рельефы по мотивам джатак - рассказов о перерождениях Будды. И только в первых веках нашей эры появляются его скульптурные изображения.
Появление скульптур Будды связано с новым направлением буддизма - махаяной («махаяна» - большая повозка»), когда вовлечение в буддизм все новых слоев населения вынудило приблизить его к привычным формам религиозного сознания. Если ранний буддизм - хинаяна («малая повозка») - требовал отречения от земной жизни, монашеского созерцания, то махаяна облегчала мирянам путь к спасению, внедрив культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих это, чтобы помочь другим. Образы бодхисатв были созданы и в скульптуре, и в живописи. Выдающимся памятником древнеиндийской живописи является живопись Аджанты. Там, начиная со II в. до н.э., на протяжении девяти веков было создано 29 пещерных храмов, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд, украшены скульптурой и резьбой. Удивляет неистощимая фантазия живописцев, разнообразие тем и сюжетов.
Однако буддизм не вписался в социально-кастовую систему индийского общества и был вытеснен другой религией - индуизмом. Но буддизм, передвинув сферу своего влияния на восток, способствовал формированию самобытных, оригинальных культур Японии, Кореи, Вьетнама, Китая.
Индуизм сложился на основе переработанных, во многом упрощенных, религиозно-философских представлений Вед. Индуизм, собственно, нельзя называть единой религией: это целая совокупность религий, весьма друг от друга отличающихся. Обязательных для всех индусов догматов очень мало: это признание священного авторитета Вед, учение о карме и сансаре, вера в богоустановленность каст. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) - Брахма, Шива, Вишну. Брахме отводится роль создателя и управителя мира, Шива олицетворяет разрушение, а Вишну воспринимается как бог-охранитель. Подавляющее большинство индуистов делится на шиваистов и вишнуитов.
Следует отметить, что индуизм представляет собой не только религию, но в целом индийский образ жизни, включая всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, мифов и легенд, будней и праздников.
С религией была очень тесно связана повседневная жизнь индийцев, традиции которых сохранились до XX века. Одной из важнейших традиций является ахинса - неубиение животных существ (от мясной пищи сначала отказывались аскеты, а в дальнейшем - представители высших каст). Не менее значительной традицией является чистоплотность. Вода играла важную роль в религиозных ритуалах. Омовение являлось ежедневной ритуальной обязанностью человека, а также выступало как главный момент многих религиозных праздников. Исполнение многочисленных бытовых семейных обрядов сопровождало индийца всю жизнь. Религия регламентировала правила поведения людей при рождении детей, вступлении в брак, приеме пищи, путешествиях, принятии даров, совершении торговых сделок и т. д.
В жизнь каждого индийца прочно вошли предания и мифы, став важной составной частью индуизма. К "Великому эпосу" Индии принадлежат две поэмы - "Махабхарата" и "Рамаяна". Они складывались на протяжении нескольких веков. "Махабхарата" (самая длинная в мире эпическая поэма) повествует о многолетнем соперничестве двух царских родов Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве, в которой участвовали цари и воины, боги и герои. В “Рамаяне” рассказывается о походе на остров Ланку царя Рамы с целью освобождения своей жены Ситы, захваченной злым демоном Раваной. По мнению ряда ученых, в "Рамаяне" запечатлен факт проникновения ариев с севера на территорию современной Шри Ланки.
Эпические поэмы - это яркое и красочное полотно, на котором изображены живые люди и боги с их мыслями и страстями, волей и энергией, чувствами и переживаниями, представлениями о добре и зле, желании и долге. "Махабхарата" и "Рамаяна" оказали огромное воздействие на многие поколения индийцев, на формирование их представлений о богах и героях, общественные и нравственные идеалы. Индийцы и сейчас любят поэмы, многие стихи из них знают на изусть.
Первые века нашей эры ознаменовались важнейшими научными достижениями. Особое развитие получили математика, астрономия, медицина, химия. Появляются научные трактаты по различным научным дисциплинам. В эпоху древности и раннего средневековья жили выдающиеся математики Арьябхата (V - нач. VI в.), Варахамихира (VI в.) и Брахмагупта (конец V1-нач.VП в.), открытия которых предвосхитили многие научные достижения нового времени. Арьябхата знал значение П, равное 3,1416. В это время была уже известна и теорема, вошедшая в науку под названием «Теорема Пифагора». Арьябхата предложил оригинальное решение линейного уравнения с двумя неизвестными, которое близко к современным методам решения. Древние индийцы ввели систему исчисления с применением нуля, которая затем была заимствована арабами (т. называемые арабские цифры), а от них и другими народами.
Больших успехов добились индийские ученые в астрономии. Знали о движении светил, о причинах затмений Солнца и Луны. Арьябхата высказал гениальную идею о вращении Земли вокруг своей оси. Брахмагупта (за много столетий до Ньютона) полагал, что падение предметов происходит по причине земного притяжения.
Высокого развития достигла медицина, в том числе анатомия. В медицинских сочинениях первых веков нашей эры имеются подробные описания человеческого тела, излагаются методы вскрытия трупов, рассказывается о функциях различных органов. Организм человека представлялся как комбинация из пяти главных элементов - эфира, огня, ветра, воды и земли, и все патологии, по мнению древних индийцев, возникали из-за изменения между этими элементами. Большое внимание уделялось распознаванию и лечению болезней. Особое значение придавалось водным процедурам, применению трав, диете.
Как и индийская, китайская культура относится к числу тех культур Востока, которые, возникнув в глубокой древности, устояли перед натиском времени, сохраняли свои исходные черты и принципы на протяжении всего средневековья и Нового времени. Более того, невозможно разобраться, понять современную культуру Китая и Индии, не имея представлений об их глубинных основаниях, лежащих в далеком прошлом.
Основы самобытной, уникальной культуры Китая были заложены еще во II тысячелетии до н. э., когда в бассейне реки Хуанхэ возникли протогородские культуры. Самая известная из них - Иньская, центром которой был «Великий город Шан», как его именуют источники. В этот период сформировались религиозные представления и культы, были созданы летоисчисление и календарь, разработаны основные понятия китайской традиционной философии ( ян и инь, пять первичных элементов мироздания - дерево, металл, земля, огонь, воздух).
Китайская культура формировалась на основе культур многочисленных племен, как живших в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, так и вторгающихся постоянно на территорию Китая кочевников. В период Чжоу (XII-V вв. до н.э.) было разработано религиозное учение о божественном происхождении власти правителя (вана), который получал власть от высшего божества - Неба и провозглашался Сыном Неба, земным его воплощением, владыкой Поднебесной. Двуединый культ Неба и Сына Неба был межэтническим и создал идеологическую основу для консолидации различных племен. Формирование китайской этнической общности завершается лишь в III в. до н.э. Одним из факторов этого процесса стало распространение иероглифической письменности, которая являлась способом общения различных народов и государств Древнего Китая (каждый иероглиф обозначает не букву или слог, а слово, понятие).