Конфуций призвал современников следовать идеальному образцу цзюнь-цзы. И предложил начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье и обществе ("пусть отец будет отцом, а сын - сыном"). Он создал свою модель общества и наделил её, наряду с категорией "жэнь" другими понятиями, все эти понятия были пронизаны жэнь и направлены на поддержание нравственного здоровья общества. А сама модель представляла собой духовный каркас общества, способный противостоять таким постоянно возникающим явлениям, как корысть, эгоизм, жестокость, неземная жажда власти и доносительство.
Одно из этих понятий - "сяо" (сыновняя почтительность) проходит красной нитью через все суждения Конгфуция об идеальном обществе. Это понятие призвано сыграть цементирующую роль в устанавливаемых нормах поведения людей. Исполнение прижизненных желаний отца, неу-коснительное следование его пути должно было установить прочную связь между поколениями, связь с традицией, уважение к традициям своей семьи, а через нее - и к культурным традициям всего китайского этноса. Социальные отношения, по Конфуцию, являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальни-
ка такие же, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему.
Конфуций вошел в историю мировой культуры в первую очередь как великий моралист, так как моральные заповеди Конфуция действительно оказали огромное воздействие на Китай. Однако целью его отнюдь не было восстановление морального стандарта как такового, для него это было лишь средством реализации более высокой и значимой цели – установления справедливого социального строя. Основные принципы такого социального порядка сводились к тому, чтобы старшие всегда были наверху, а младшие снизу, т.е. старшие обладали неоспоримым правом распоряжаться и руководить: "Пусть государь будет государем, подданый – подданым, отец - отцом, сын - сыном", т.е. все должны твердо знать свое место и обязанности. А незыблемость такого строя должна гарантировать мудрая политическая администрация. У Конфуция нет четкой и подробной схемы управления, но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образца китайского бюрократа. Конфуций и сформированная им доктрина оказали огромное влияние на Китай. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству китайское государство и общество смогли просуществовать свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде.
Одновременно с учением Конфуция возникла философия даосизма. В центре учения Дао, противостоящего конфуцианству, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанности и долга и вернуться к жизни, близкой природе. Основателем даосизма считается Лао-цзы («Старый учитель»), в источниках нет достоверных сведений о нем. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао-пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.
В философии Лао-цзы Дао - невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира, и управляющий им. Отсюда вытекает принцип следования Дао, то есть поведения, согласующегося с дао (природой) человека и дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие, приводящее к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Даосизм отвергает какое либо усилие человека по изменению общества: "Если кто хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача, Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожить его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его". Соблюдение "меры вещей" является для человека главной жизненной задачей. Одно из главных требований Дао по отношению к человеку составляет "недеяние" ("увэй"). Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения "меры" является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.
Согласно даосизму, поведение мудреца характеризует отход в сторону, отстранение. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радакально противоположно конфуцианской концепции "благородного мужа", который должен упражняться в обучения и управлении другими. Даосизм разработал специальную технику сохранения внутреннего покоя, сосредоточенности, владения собой в экстремальных ситуациях, ориентирует на развитие в человеке способности к интуитивному постижению мира.
Религиозный даосизм, возникший во ll в. н.э., легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон, наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда), входили многие божества и герои. Для обожествления не требовалось ни специальных сборов, ни официальных решений. Любой незаурядный чиновник, оставивший о себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы, в связи с этим, не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Даосизм включал в себя все древние культы и суеверия, всех божеств и духов.
Даосизм обещал бессмертие. Тело человека подобно вселенной. Организм - скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия противоположностей. Стремящийся к достижению бессмертия должен создать для этих духов хорошие условия. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства.
Даосская религия за свое почти двухтысячелетнее существование не создала стройной церковной структуры, и это в условиях конфуцианства было оправданным: организационная слабость религиозного даосизма вне его общин и сект способствовала проникновению этой религии во все поры китайского общества. Одна из ветвей даосизма позже сблизилась с буддизмом, который стал проникать в Китай в IV-V веках. Даосизм занимал в Китае скромное место, не оспаривал лидерства конфуцианства. В периоды больших потрясений он выходил на передний план, проявляясь в народных взрывах.
Древний Китай вошел в мировое искусство прежде всего своей бронзой (бронзовыми сосудами). Культура бронзы формируется еще в эпоху Шан и, развиваясь в последующие периоды, воплощает в себе ярко выраженные черты национального стиля. В Цинь-Ханьский период были заложены основы китайской архитектуры и изобразительных искусств. Именно тогда сложились принципы стоечно-балочной конструкции с системой «доу-гун» - многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня - пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.
В целом, Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для культурного развития Китая и всей Восточной Азии имела почти то же значение, что и греко-римский мир для Европы. Китайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая. Культурная традиция Китая оказала значительное влияние на культуры Японии, Кореи, Вьетнама, в которых нашли широкое распространение идеи конфуцианства.
ЛИТЕРАТУРА
Бонгард-Левин Г.М. Древнекитайская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,1993.
Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. М., 1988.
Гуссейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
Древние цивилизации. М., 1989.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.