СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ЭТНОСА
1.1. От неолита к Золотой орде
1.2. Племена и рода. Шежире Младшего жуза
II. КУЛЬТУРА АСТРАХАНСКИХ КАЗАХОВ
2.1. Особенности казахской культуры
2.2. Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры17
2.3. Перспективы развития казахской культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о проблемах сохранения и развития казахской культуры в Астраханской области.
Актуальность выбранной мною темы работы бесспорна. В современных условиях необходимость изучения родной культуры становится все более насущной проблемой для этноса.
Для реализации вышеуказанной цели в курсовой работе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть историю и образование этноса;
- изучить особенности казахской культуры;
- проанализировать современное развитие казахской культуры, а также проблемы сохранения казахской культуры в современных условиях;
- изучить перспективы развития казахской культуры Астраханской области.
У казахского народа своя самобытная культура. На ее формирование влияла в разные годы материально-духовная жизнь, которую вели казахи. Обряды, обычаи, традиции астраханских казахов те же, что и жителей Западного Казахстана. Хотя совместное проживание людей многих национальностей привело к взаимопроникновению культурных традиций. Они отражают особенности жизни народа, культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственный уклад, пища, одежда были наиболее приспособлены к тем условиям, в которых они проживали.
Казахи имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. (Приложение 1).
В это время уже появляются скотоводство и земледелие, люди изобретают лук и стрелы, намного облегчившие охоту на диких животных.
В эпоху бронзы население Казахстана занималось не только скотоводством, но и добычей руды и плавкой металла. В конце бронзового века в первом тысячелетии до н.э., древнейшее населения Казахстана уже переходит к кочевому скотоводству. Об этом свидетельствуют каменные фигурки животных – койтастар – найденные в различных областях республики. (Приложение 2).
В число предков казахов входили племена саков – массагетов, огузов, аланов, сарматов, кипчаков, обитавших на территории современного Казахстана и Средней Азии.
В III веке до н.э. – II веке н.э. на юге Казахстана возникло государственное образование Уйсун, на юго-западе жили племена, входившие в государство Канглы. В первых веках н.э. на запад от Аральского моря жили сарматы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII веках племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана находились под властью Тюркского каганата.
В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с востока (тюргеши, теле, карлуки и др.). В дальнейшем в разных районах Казахстана появились кратковременные объединения раннефеодального типа, в которые входили местные кочевые, а отчасти и оседлые тюркоязычные племена.
Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов в X-XIII веках. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с коренным тюркоязычным населением. В начале XIII века с территории Монголии и Алтая проникли остатки тюркоязычных племен найманов и керей (кереитов), разгромленных полчищами Чингисхана[1].
Уже в те далекие времена по южной части Казахстана проходил важный караванный торговый путь, связавший Среднюю Азию и через нее Византию с Китаем. В истории он известен под названием «великого шелкового пути», так как здесь одним из главных предметов торговли были высшие сорта шелковой ткани. Не менее важное значение приобрели и другие дороги, на путях которых стали появляться торгово-ремесленные города, караван-сараи и другие поселения.
Магистраль «шелкового пути» пролегла через Хазарский каганат. Первое феодальное государство Юго-Восточной Европы, центром которого был город Итиль.
«Итиль был большим городом, в котором деревянные дома стояли рядом с войлочными юртами и глинобитными постройками.
В Хазарии мирно уживались разные религии. В Итиле мечеть с минаретом возвышались над царским дворцом, в городе были как мечети со школами для обучения Корану, так и христианские церкви, и еврейские синагоги. Судопроизводство в стране велось по языческому, христианскому, иудейскому и мусульманскому законам».[2]
Однако ни Хазарскому каганату, ни земледельческим районам Казахстана не суждено было долго расти и развиваться.
В сороковых годах XIII века в результате завоеваний монгольских полчищ, возглавляемых ханом Батыем, внуком Чингисхана, Казахстан, как и Средняя Азия был включен в состав огромной империи, известной в русской летописи под названием Золотой Орды, с центром в Нижнем Поволжье. Поволжье имело много преимуществ: здесь проходил «шелковый путь», отсюда было ближе к другим монгольским государствам, а самое главное, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйства.
Основным населением городов и степей оставались половцы (кипчаки). Половецкий язык звучал не только в быту, но и при дворе ханов. Несмотря на это монгольские ханы не допускали кинчаков-половцев к управлению государством, считая их покоренным зависимым населением.
На территории современного села Селитренное Харабалинского района, в ста километрах к северу от Астрахани остались следы столицы Золотой Орды – города Сарай Бату. (Приложение 3).
«Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 году, когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильом Рубрук. В 1333 году в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Город считался крупным торговым и ремесленным центром. Дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, дома рядовых жителей – из сырца и дерева»[3].
Тем не менее Золотая Орда было непрочным государством. Ее ослабляли междоусобицы феодалов и освободительная борьба покоренных народов. В результате она вскоре распалась на отдельные племенные союзы.
Важно отметить, что монгольское господство надолго, по крайней мере на два столетия, задержало экономическое и культурное развитие Казахстана, затормозив образование казахской народности.
Итак, после распада Золотой Орды в середине XV века возникли два феодальных владения. Наиболее крупными из них были Нагайская Орда, занявшая степи в междуречье Урала и Волги, и Узбекское ханство, земли которого простирались от низовьев Сырдарьи и до Иртыша. Население этих ханств было тюркоязычным.
Во второй половине XV века образовались первые казахские ханства, а в начале XVI века завершилось формирование казахской народности, начавшееся еще задолго до монгольского нашествия и длившееся много столетий.
В середине XVI века после распада Нагайской Орды в состав казахской народности влилась значительная часть ногайцев, прикочевавшая из-за Уралья. Кроме того, к казахам присоединились отдельные племена и роды из распавшегося Сибирского ханства Кучума и некоторые роды Восточного Семиречья, ранее подчиненные ханству под названием Моголистан.
Термин «казах» с 30-х годов XVI века стал применяться ко всему населению, входившему ранее в Узбекское ханство, расположенных к востоку от него районов. Казахи в XVI-XVIII веках были известны под именем «казахов кайсацкой орды». Позднее их ошибочно назвали «киргиз-кайсаками», «киргиз-казахами», «киргизами», перенося на них само название соседнего народа – собственно киргизов. Последнее наименование сохранялось в литературе и в документах до 1925 года[4].
Заметное влияние на формирование казахской народности оказала кипчакская культура. В XIV веке уже все золотоордынские ханские указы (ярлыки) пишутся на кипчакском языке. Кипчаки – одни из предков казахов.
Особенно усиливается влияние кипчаков после распада Золотой Орды. В это же время постепенно происходит ассимиляция народов, отдельных родов: киргизских (казахских), татарских, нагайских, карагашских, которые часто враждовали между собой. Потом «они смешались и породнились, и земля одержала верх над природными и расовым качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их» - так писал в XIV веке Аль-Омар[5].
Все древнейшие племена, составившие этническую основу казахской народности, по расовому признаку принадлежали к одному так называемому южно-сибирскому монголоидному типу, говорили на взаимопонятных диалектах тюркского языка и имели одинаковый тип хозяйства – кочевое скотоводство.
Однако все эти племена занимали обособившиеся друг от друга территории.
Племена, кочевавшие на юге и юго-востоке современного Казахстана, получили название Старшего жуза; те, которые населяли среднюю часть Казахстана – назывались Средним жузом; племена же, обитавшие в западной части Казахстана именовались Младшим жузом. Эти жузы представляли собой союзы родственных племен. Слово «жуз» переводится как «сотня», т.е. в каждом жузе примерно по сотне родов. Роды объединялись в родоплеменные объединения тайпа. Племена объединялись для того, чтобы легче было отражать нашествие общих врагов и для нападения на соседние владения. Племенные союз жузов были важной ступенью в формировании казахской народности.