Но при всей общности внешних форм и выражений их в культуре, все же приходится говорить о глубоких, фундаментальных различиях именно в механизмах и способах реализации вышеуказанных форм.
Ритуальность, смирение, подчиненность большинству - эти качества часто относят к типично восточным. Важно знать, что на Востоке, в Китае в частности они носят автоматический, почти "инстинктивный" (бессознательно-культурный) характер. Это не выбор, это фаталистическая закономерность, то есть предопределенность людей к данному типу поведения в данной культуре.
"Фатализм и стоицизм - это линия поведения личности в ситуации, когда по существу (в ближний или дальней перспективе) у нее нет выбора, когда она не может осуществлять те ценности, которые должно и хотелось бы осуществлять. В нашей культуре такие нормативы как коллективность и смирение есть, безусловно, ценность, то есть именно критерий выбора и оценки" [27], результат осознанного, выстраданного выбора.
Таким образом, наличием личностного выбора, личностного начала как ценности русская картина мира отличается от китайской.
1. Алексеев В.М. Китайская народная картина - М, 1996г
2. Алексеев В.М. Китайская литература - М., 1978г.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.
4. Белый А.Н. Символизм как миропонимание - М, 1994г.
5. Бляхер Л.Е. Картина мира - Хабаровск, 1988г.
6. Бычков В.В. 2000 лет Христианской культуры: в 2-х т. Т.2. Древняя Русь. - М., 1999.
7. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М., 1995.
8. Васильев Л.С. История Востока в 2-х тт. - М., 1998.
9. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
10. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.
11. Васильев Л.С. Некоторые особенности мышления, поведения и психологии в традиционном Китае (Китай: традиции и современность) - М., 1976г
12. Вагнер В.К., Владимирская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.
13. Вахтин Б.Б. Человек и природа в Китайской лирике (теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока) - М, 1974г.
14. Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М., 1988.
15. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. - М., 1972.
16. Гачев Г.Д. национальные образы мира - М, 1988г.
17. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). - М., 1992.
18. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. - Л., 1987.
19. Демин И.А. Художественная жизнь России 1970 - 1980 гг. - М, 1992г.
20. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на востоке. -М., 1990.
21. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского симводизма - М, 1989г.
22. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М., 1975.
23. Завадская Е.В. Ци Бай-Ши. - М., 1982.
24. Иванов В.Г. История этики Древнего Мира. - Л., 1980.
25. История китайского искусства. - М., 1988.
26. История китайской культуры. - М., 1974.
27. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.
28. Китайская пейзажная лирика. - М., 1984.
29. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 3-х тт. - М., 1995.
30. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
31. Конрад Н.И. Избранные труды - М, 1977г.
32. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. - М., 1994.
33. Крюков М.В. Древние китайцы: проблемы этногенеза. - М., 1978.
34. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. - СПб., 1994.
35. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. - М., 1988.
36. Культура в Советском обществе. - М., 1988.
37. Лао Шэ. Избранные произведения. - М., 1991.
38. Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М., 1984.
39. Проблемы человека в традиционных китайских учениях - М, 1983г.
40. Пути и миражи русской культуры - С - Пб, 1994г.
41. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн - М, 1989г
42. Сайман А. История русского символизма. - М., 1998.
43. Сарычев В.А. Эстетизм русского модернизма. - Воронеж, 1991.
44. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М., 1987.
45. Федоренко Н. Предисловие // Го Можо. Сочинения. - М., 1990.
46. Эткинд А. Эрос невозможного. - СПб., 1993.
47. Эткинд А. Очерки интеллектуальной истории "Серебренного века" - М, 1996г.
48. Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. - М., 1987.
49. Яншина Э.М. Формирование и развитие китайской мифологии - М, 1984г.
50. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. - М., 1994.
Конспект лекций.
Тема. Культура Древней Руси. Введение христианства на Руси.
Цель занятия: раскрыть особенности эстетического сознания Древнерусского общества, повлиявшего на народное восприятие христианства.
План лекции.
Вводная часть.
1. "Повесть временных лет" - сюжет выбора веры князем Владимиром "Красное солнышко"
2. Нравственная роль литературы становления христианского сознания: утверждение идеалов "практической духовности" на Руси - святости и подвига.
3. Икона: духовность как эстетическая категория; прекрасное как преображающая и согласующая душу сила.
Заключение.
Краткий конспект лекций (основное содержание):
На примере сюжета выбора веры князем Владимиром проникаемся особенностью мировосприятия славян ("и не знали мы, где находимся, на небе или на земле, потому что на земле не бывает такой красоты" - заключают послы) - критерием истины и правды выступает простота, гармония. (В качестве иллюстрации используется фото и видеоматериалы, отображающие богослужение и интерьеры православного храма).
Роль эстетического начала преображают душу, способствуют формированию нового мировосприятия и на этой основе иного действия. (Проиводиттся описание жизни князя Владимира и его детей, принявших христианства).
Житие Святых Глеба и Бориса наиболее яркая впечатляющая страница в истории становления и утверждения христианства на Руси. Следует отметить, что христианство на Руси получает свое особое толкование и восприятие. Подвиг Глеба и Бориса рационально не воспринимаем и не объясним. И только посредством художественной выразительности подробно освещается в чем именно состоит их подвиг. Простое летоописание не уместно. Именно акцент на человеческие переживания Глеба и Бориса позволяет осмыслить их личности и подвиг. Именно посредством художественных образов позволяет глубоко понять жизнеутверждающий оптимизм русских людей: "Красота и подвиг побеждают смерть!".
Лучше всего идею всепобеждающей жизни, духовности, бессмертия выражает икона. Древнерусская эстетика ведет человека по лестнице возводя его от низшего к высшему без излишнего отрицания телесного. По сути икона помогает человеку Древней Руси сгладить конфликт души и тела, Бога и мира. Мир прекрасен тем, что он творение божье. Человек же центральная тема сотворенного мира. Иконопись высоко поднимает роль личности в культуре древней Руси, она позволяет видеть человека в его сущности, учит ценить его переживания, искать более глубокий смысл, чем то. Что мы видим в повседневной жизни. Тем самым, русская христианская культура делает акцент на нравственное формирование личности человека.
Таким образом, имеет место триада - добро, красота, истина - как ядро русской культуры, что нашло свое отображение в литературе и искусстве. Именно эти ценности легли в основу формирования наиболее значимых черт менталитета русского человека.