Картина мира в России и Китае
Введение
1. Реконструкция традиционного образа мира России и Китая до ХХ века
1.1 Основные черты традиционной картины мира России до ХХ века: мифологический, религиозный и эстетический аспекты
1.2 Характерные черты традиционного мировосприятия в художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические и эстетические аспекты
2. Трансформация традиционной картины мира в художественной культуре России и Китая на начале ХХ века
2.1 Особенности мироощущения в культуре "Серебряного века" в России
2.2 Трансформация представлений о мире в культуре Китая в XVII-начале ХХ века
3. Россия и Китай в ХХ веке: некоторые моменты культурологического анализа
3.1 Художественной видение мира в культуре России ХХ века Советского периода
3.2 Основные черты художественного мышления в культуре Китая ХХ века
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность данного исследования выражается, прежде всего в том, что в нем освещаются современные нам процессе и события. Как известно, делать какие - либо философские, культурологические и эстетические обобщения в отношении недавнего прошлого сложнейшая, хотя и необходимая задача. Фактический, событийный материал огромен и переработать его достаточно сложная задача.
Задача ученого в этой области, обращающегося к культурологическому анализу - суметь найти то главное, что определяет всю культуру. Каковы доминирующие тенденции в современной нам культуре России и Китая - культуре 20 века - вот центральная тема данного исследования.
Эта тема актуальна еще и тем, что необходимо уже сегодня осмысливать пройденный нами путь в 20 веке. Ведь мы стоим перед ценностным выбором: что оставлять в прошлом, то есть что не допустимо повторять в дальнейшем, а что стоит взять с собой в будущее, как кладезь культурного опыта. Это относится в равной мере как к России так и Китаю. Кто забывает и слепо отвергает свою прошлое, тот остается без будущего.
В своих размышлениях В.Л. Солоухин пишет: "На востоке есть поговорка: Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелить в тебя из пушки."
Пожалуй, нельзя обойти внимаем еще один аспект актуальности данной работы. В ней разбираются вопросы культуры России и Китая - великого нашего соседа. Особенно актуален этот вопрос для нас дальневосточников. Китай сегодня - огромный культурологический активно влияющий на нашу жизнь фактор. Политические, экономические, демографические, идеологические процессы, которые происходят в Китае буквально напрямую, не только идейно и художественно, но и физически отражаются на жизни нашей страны, в первую очередь на социально - культурной ситуации Дальнего Востока.
Давно уже не секрет, что сегодня Россия испытывает значительное давление со стороны многих зарубежных культур, особенно религиозных идеологий. Высокая активность на территории России и Дальнего Востока в частности деятельности различных сект, популярность эзотерических и оккультных учений.
Огромный интерес к духовной и художественной практике Японии и Китая - яркое свидетельство необходимости изучать и глубоко исследовать особенности не только современного Китая, но и его истоков. Ведь, проникающая на нашу территорию культура родилась не сегодня. В основе великой китайской культуры глубокие корни всей китайской цивилизации. Поэтому мы будем рассматривать различные аспекты художественного и мифологического сознания человека китайской цивилизации.
Именно глубокое прошлое таит в себе множество ответов на положение человека в культуре и культуры в целом на современном этапе.
Почему Россия проявляет на первый взгляд такую беспечность, позволяя беспрепятственно и излишне тотально проникать китайской культуре в границы собственной? Эту проблему возможно разрешить через реконструкцию важнейших характеристик картин мира России.
В вопросе об истории исследования художественной культуры отметим наиболее значительные шаги в этом направлении за последние 100 лет.
В русской культуре значителен вклад исследователей древних основ славянской картин мира А.Н. Афанасьева, Б.А. Рыбакова, В.Я. Пролла, В.В. Колесова
Для характеристики русского менталитета в целом важны работы Н.А. Бердяева, Н.О. Лонского, Д.С. Лихачева, К.А. Касьяновой.
Для описания художественного мировосприятия человека русской культуры глубокими и всесторонними являются подходы В.В. Бычкова и В. Кандалова, который выразил концептуальный уровень последних лет.
Историю культуры "Серебренного века" целесообразно рассматривать с позиции Д. Сарабьянова и А. Эткинда.
Советский период исследован и обобщен в меньшей степени. Осмыслению художественного мировосприятия человека советского периода препятствует малая удаленность от исследуемых событий и излишняя политизированность.
В изучение истории и современности китайской культуры важный вклад внесли работы В.М. Алексеева. На современном этапе среди специалистов, занимающихся культурой Китая можно выделить Е.В. Завадскую, Н.Т. Федоренко, Н.И. Конрада, Л.С. Васильева, В.Я. Сидихменова.
Культурологическое осмысление современной жизни и культуры предельно ограничено в нынешних источниках. Поэтому, нами используется культурно - исторический подход в данной работе.
Прежде, чем перейти к содержательной стороне нашего исследования, обратимся к уточнению самого понятия "картина мира". В данной работе мы будем его применять не в том смысле, как его, например, понимает М. Хайдеггер: "Картина мира - это в значительной мере осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, в идеологии, где субъект (человек) противопоставлен объекту (миру)". Пожалуй, нами будет ближе некоторое отождествление понятий "картина мира" и "менталитет". Согласно А. Гуревичу, картина мира как менталитет не фиксируется и не определяется сознанием, не формулируется дискурсивно, но в большей степени переживается (эмоционально) и реализуется (спонтанно). Как правило, тот или иной человек не способен ответить на вопрос, какова его картина мира или объяснить свое поведение, мироощущение. Между тем, именно ментальная картина мира (религиозная, художественная) включает в себя наиболее общие и мало изменяемые от поколения к поколению представления: о пространстве и времени в их соотнесенности между собой, о добре и зле, о свободе и равенстве, о труде и досуге, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и национальном своеобразии, о соотношении нового и старого, о жизни и смерти, о бессмертии и Боге, о личности и ее отношении к социуму, в том числе государству, обществу, власти, коллективу, нации.
Такое понимание картины мира воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, логического, рационального и эмоционального, интуитивного, мышления и поведения, веры и образа жизни, общественного и индивидуального, теоретического и практического, рутинного существования и неповторимого творчества, истории и современности, изменчивого и неизменного - в эпохе, этносе, нации, церкви, гражданском обществе, типе деятельности, художественности, культуре.
Именно предельная насыщенность конституирующего национальную культуру содержание делает его неуловимым и не формулируемым для его носителей, не отливающимся ни в понятийные, ни в конкретно-образные формы; его абстрактность может выражаться лишь в условных метафористических, ассоциативных формах или восприниматься интуитивно и провиденциально (как ниспосланность свыше, или судьба, историческая миссия, богоданность или, в случае кризиса, как историческая заброшенность, рок, нравственно-духовная исчерпанность, богооставленность).
По определению И.В. Кондакова, картина мира - это глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени и определяющие типологическое - как национально-этническое, так и эпохально-историческое - своеобразие цивилизации [30].
Черты, определяющие в целом сущность картины мира той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, коммерческих и иных культуротворческих факторов, характеризующихся значительным динамизмом, спонтанной текучестью, а значит, поверхностью, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, ядро картины мира национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета и, может быть, гибели. Так, национальное своеобразие русской культуры, узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время Петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в Серебряный век, и при Советской власти, и в эмиграции, и на современном смутном этапе посттоталитарного развития России. Речь здесь идет, таким образом, не столько о самоидентичности культуры на протяжении тысячелетия, сколько о цивилизационном единстве как России, так и Китая.
В данном разделе мы попытаемся воспроизвести наиболее важные и характерные черты картины мира традиционной русской культуры. Основание ее уходит своими корнями глубоко в славянское язычество. После введения на Руси христианства активную роль в художественной культуре начинает играть влияние византийской эстетики с ее православным каноном. Далее складывается особый тип специфически русской святости в жизни и русско-православный эстетический канон в художественной культуре. Наконец, активное проникновение западных элементов в политике и культуре XVII-XVIII веков способствует формированию совершенно новых для России тенденций в художественной культуре народа. Все эти процессы - яркая иллюстрация того, что полноценное воспроизведение закономерностей и противоречий генезиса русской традиционной картины мира крайне затруднено.