Смекни!
smekni.com

Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник (стр. 5 из 6)

Бросается в глаза солидный возраст членов Государственного совета. В большинстве своем это седые и лысые старцы. Помимо второстепенных чиновников канцелярии молодые на картине только царь и его брат. Разумеется, по архивным документам можно установить средний возраст членов Совета на конкретный год или период времени. Такие данные уже появляются.2 Но на картине все это выглядит явственней и нагляднее, чем в абстрактных цифрах. Глядя на сгорбленные фигуры, чувствуется, что некоторым сановникам тяжело принимать участие даже в юбилейном заседании. Что же говорить о рабочих занятиях? Приходится придти к выводу, что такие неоспоримые достоинства преклонного возраста как мудрость, осторожность, осмотрительность, огромный государственный опыт все же не перевешивали очевидных недостатков, связанных с болезнями, плохой работоспособностью и низкой активностью. Престарелая элита не просто не хотела, но, даже физически не могла адекватно реагировать на запросы времени.

«Геронтократия» - власть стариков - в период, когда перед страной стояла задача ускоренной модернизации, требовались немедленные и глубокие преобразования, становилась опасной, грозила бедой и неминуемой катастрофой.

Одной из главных характеристик правящей элиты была строгая и сложная иерархичность. В ее основе лежала знаменитая Табель о рангах – краеугольный камень петровской империи. На картине всевластие Табели проявилось в полной мере. Обратим внимание на размещение персонажей. Чиновники Госканцелярии, включая ее руководителя – Государственного секретаря В.К. Плеве изображены стоя. Члены Государственного совета изображены сидящими. Сидят они вовсе не произвольно, а в строгом порядке.

Нам удалось выявить три принципа, на сочетании которых основано размещение членов Совета за столами:

Происхождение.

Чин.

Должность.

Первый принцип применен только в отношении 6 великих князей. Пятеро из них независимо от должностей и званий занимают ближайшие к императору места по правую руку. Шестой, являясь Председателем Совета (великий князь Михаил Николаевич), сидит по левую. Далее можно выделить три группы должностей:

Министры (14 человек).

Председатели Департаментов Госсовета (3 человека).

Рядовые члены Совета.

Министры сидят по правую руку от Государя за великими князьями, Председатели – по левую (за Председателем Совета), рядовые члены занимают остальные места. Внутри каждой из трех групп действует третий принцип – старшинства в чине. Так как большинство сановников на картине имели одинаковый чин II класса по Табели о рангах (действительный тайный советник – в гражданских ведомствах; генерал-от-инфантерии (кавалерии, артиллерии) - в военном; адмирал – в морском), то учитывалось, кому ранее был присвоен соответствующий чин (день, месяц, год), Например, возьмем сидящих по левую руку от царя Председателей Департаментов. Ближе всех к царю расположен Председатель Департамента государственной экономии Д.М. Сольский, поскольку чин действительного тайного советника ему был пожалован 1 января 1878 года. За ним сидит Председатель Департамента Законов Э.В. Фриш, который состоял действительным тайным советником с 15 мая 1883 года. Наконец, Председатель Департамента промышленности и торговли Н.М. Чихачев изображен только третьим, поскольку чин адмирала ему был присвоен 1 января 1892 года.

Весьма ценным источником является картина для тех, кто интересуется историей парадного мундира и наградной системы. Это, в частности, отмечает Л.Е. Шепелев. Не вдаваясь глубоко в эту специальную область исторической науки мы можем отметить, что парадный мундир несомненно отражал значимость «государевой службы», создавал особый психологический настрой, связанный с исполнением служебных обязанностей, а в случае с высшими сановниками подчеркивал их положение, заслуги и степень доверия Императора.

Большинство участников заседания одеты в темно-зеленый полукафтан с богатым золотым шитьем – мундир члена Госсовета. Однако, некоторые министры присутствовали в особых мундирах своих ведомств. Явно заметно это в отношении министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа и министра путей сообщения князя М.И. Хилкова, на них мундиры с серебрянным шитьем. С другой стороны, Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев изображен не в мундире своего ведомства (с серебряным шитьем), а в мундире Совета.1

Следует отметить высокий процент генеральских мундиров – он свидетельствует о значительной милитаризации правящей элиты и, одновременно, о слабой подготовке к законотворческой деятельности у многих членов Совета.

Любопытно отражены на картине особенности наградной системы Российской империи. Как известно, через плечо носилась лента высшего из пожалованных орденов. На полотне мы видим у абсолютного большинства членов Совета красные ленты ордена Св. Александра Невского. Это была почетная, но не самая высокая награда. На самом деле, многие сановники были кавалерами более престижного ордена – Св. Владимира I степени, просто его лента одевалась под мундир.1 Известно, например, что к моменту создания картины такой орден имели Председатель Комитета министров И.Н. Дурново, Э.В. Фриш, А.А. Половцов и другие. В этом смысле материал картины дополняется архивными документами. С другой стороны, Морской министр адмирал П.П. Тыртов изображен кавалером ордена Святого Александра Невского, тогда как у него должна была быть синяя лента более низкого ордена Белого Орла, подобная той, что на министре юстиции Н.В. Муравьеве.2

Наконец, из картины видно, каким высоким престижем обладала высшая награда Российской империи – орден Св. Андрея Первозванного. Он давался в исключительно редких случаях, с большим разбором, за особые государственные заслуги. На картине, помимо шести членов Императорской фамилии, получавших орден при рождении, с голубой лентой ордена изображены только 9 человек (6 генералов – кн.П.С. Ванновский, Н.С. Гонецкий, граф Н.П. Игнатьев, О.Б. Рихтер, Н.Н. Обручев и граф И.И.Воронцов-Дашков; 3 гражданских сановника - К.П. Победоносцев, Д.М. Сольский и Д.Н. Набоков).

Высокий статус главной награды можно рассматривать как признак определенной устойчивости власти, наличия некоторого запаса прочности. Для начала ХХ века такой вывод еще вполне справедлив.

Высказанные соображения не исчерпывают информационного содержания репинской картины. В рамках нашей работы, мы постарались лишь показать многообразие содержащейся в картине информации, которая делает ее ценным историческим источником. Хочется привести еще одно соображение. Если специальные работы, исследования, монографии, тем более редчайшие фотографии доступны лишь узкому кругу специалистов, то репродукции картины можно встретить во многих книгах и альбомах. Кроме того, можно познакомиться и с оригиналом картины, выставленном в Государственном Русском Музее. Таким образом, молодым, еще не профессиональным исследователям открывается возможность работать с картиной, использовать ее в своих научных исканиях, привлекать ее в качестве источника. На наш взгляд это значительно увеличивает ценность репинского шедевра.

Кроме того, поскольку данный источник еще и талантливое художественное произведение выдающегося мастера, которое способно оказывать сильное эмоциональное и эстетическое воздействие, мы вполне можем говорить о его уникальности в указанном смысле.


Заключение

Государственный совет в дореволюционной России считался высшим правительственным учреждением. Но фактически его деятельность носила декоративный характер. В Совете обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, но все решения были только советами, с которыми император мог согласиться или не согласиться. В начале XX века такая роль уже не отвечала требованиям времени. Совет явно отживал свое. Но присущими ему торжественностью, патриархальностью, аристократизмом Гос.совет ярко воплощал основные черты, плюсы и минусы русской самодержавно-бюрократической монархии, был ее символом. Поэтому вместе с ним уходила в прошлое целая эпоха.

Видимо Репин понял это, когда к нему обратились с официальным заказом, написать картину юбилейного заседания Совета. Задача вдохновила художника, придала ему сил и энергии. Вместе с учениками Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым он активно включился в работу. Работа над картиной продолжалась целых два года и на всех основных ее этапах главным стремлением Репина было - добиться максимальной правдивости, достоверности и точности изображения.

На начальном этапе Репин напряженно работает с залом заседания, с Советом в целом, ищет наилучшее композиционное и цветовое решение, В течение второго, самого длительного этапа, Репин с учениками пишет портретные этюды всех членов Совета. Каждый такой портрет - синтез многообразной информации, включавшей в себя сведения о мундире, ленте, наградах и даже обуви портретируемого и личных наблюдений художника, два месяца посещавшего заседания Совета

Наконец, третий этап заключался в работе над огромным полотном картины. Здесь Репину также помогали ученики, поэтому не удалось избежать некоторых промахов.

Но в целом, картина удалась. В ее высокой оценке совпали мнения большинства современников и позднейших исследователей. Ее приняли как сановники, удовлетворенные внешней парадной стороной, так и общественность, с радостью угадавшая идею исторической обреченности Государственного совета, а вместе с ним и всей старой России.