Особого упоминания заслуживает чугунный правильно изготовленный для Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Однако этот павильон для Парижской выставки был не первым в истории каслинского искусства. На заводе хранятся фотографии чугунного павильона, отлитого ранее для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Насколько можно судить по фотографиям, нижегородский павильон - это большое, сложное сооружение, состоящее из значительного числа красивых, отдельно отлитых деталей. Автором эскиза его был архитектор А.И. Ширшев.
Каслинский павильон 1900 года представлял собою новый шаг вперед. Он был отлит из большого числа деталей, которые собирались при помощи винтов на заранее установленном каркасе. Стены его были то ажурными, то украшались барельефами с изображением сказочных птиц, различных фантастических орнаментов, древних парусных кораблей. Под ажурные узоры был подведен цветной бархат.
Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого орнамента были заимствованы из искусства Византии и древней Руси - здесь и типичные орнаментальные плетенки, и драконы, и т.д.
Велико было количество и мелких деталей, накладывавшихся на собранные уже стены павильона. Но неся декоративную службу, детали павильона имеют и вполне самостоятельное сюжетное и смысловое значение.
Детали для павильона отливались и в 1898 и в 1899 годах. Над ними работали лучшие мастера завода. В. Кузнецов формовал круглые колонны, покрытые плетеным узором, В. Тимофеев - маленькие рельефные медальончики, А. Мочалин и Н. Тепляков - рельеф, изображающий орла среди растительного орнамента. Тот же А. Мочалин формовал и ажурный бордюр, идущий по самому верху павильона; Н. Тепляков и О. Самолин - сложный горельеф с изображением вещих птиц, Н. Тепляков - ажурный рельеф плывущего корабля и т.д.
Каслинский павильон заслуженно получил высшую награду Парижской Всемирной выставки.
Таким образом, 70-гг. XIX века и начало ХХ века являются наивысшим расцветом каслинского художественного чугунного литья. Именно в это время формируются классические образцы каслинской круглой скульптуры, оформляется основной ассортимент продукции, оттачивается мастерство чеканщиков и формовщиков. Каслинское литье получает всемирное признание и известность.
Златоуст, старейший в горнозаводской зоне город, вырос на месте поселка при Косотурском железоделательном заводе, в 160 км к 3ападу от Челябинска. В 1754 в живописной котловине у подножия горы Косотур, в месте слияния рек Ай и Тесьма, тульским промышленником И.П. Мосоловым заложен железоделательный, чугунолитейный и медеплавильный завод, который был назван Златоустовским (по имени святого Иоанна Златоуста). В 1773-74 рабочие завода приняли участие в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. С 1811 - центр Златоустовского горного округа, включавшего Златоустовский, Саткинский,
Кусинский , Артинский и Миасский заводы. В 1815 была построена оружейная фабрика, специализировавшаяся на производстве холодного оружия (первыми мастерами были оружейники из германии города Золингена), в 1857 - сталелитейная фабрика, на которой из обуховской стали были отлиты первые в России стальные пушки (одна из них на испытаниях в 1860 выдержала 4017 выстрелов); производство пушек просуществовало недолго - из-за сложности вывоза готовых изделий. С 1865 - город, центр Златоустовского уезда.С начала 19 века 3латоуст является центром художеств, гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, шпаг, кортиков и др.). Ныне в технике гравюры на стали выполняются различные композиции на стальных пластинах (декоративные панно, сувениры), золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие и другое. В 3латоусте - филиал Челябинского технического университета. Драматический театр. Краеведческий музей (основанный в 1825 как Музей Горного округа; коллекции: минералогическая, холодного украшенного оружия, гравюры на стали,
чугунное художественное литье ).Жилые кварталы размещены преимущественно на склонах гор. Сохранился уникальный ансамбль заводских зданий первой половины 19 века в стиле позднего классицизма, в том числе здания Оружейной фабрики (архитекторы И.И. Свиязев, Ф.А. Тележников), Арсенала (архитектор А.И. Постников, с 1988 - Музей металлургического завода), бывший дом горного начальника, где жил П.П. Аносов (ныне - Краеведческий музей).
Куса, районный центр в Челябинской области, возник в связи со строительством в 1778 чугуноплавильного завода, где производили чугунное литье и чугунные снаряды и другое. Позднее зародилось
чугунное художественное литье . Изделия кусинского завода успешно конкурировали с каслинскими, многие выполнялись по одним и тем же моделям скульпторов Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, Н.Р. Баха и других ( кусинское художественное литье получило серебряную медаль на выставке в Стокгольме в 1897 и золотую в Милане в 1906). Город - с 1943. В современной Кусе: заводы - машиностроительный (топки, экономайзеры, дробилки, насосы) и точных технических камней (часовые и приборные камни и другие). Музей художественного литья. В районе - лесозаготовки; добыча железной руды, разработки мрамора.Первоначальной продукцией Кусинского машиностроительного завода были металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства и заводского строительства - скобы, крючья, засовы, обручи, топоры, полозья.
На протяжении девятнадцатого столетия завод изготовлял чугун, боеприпасы, тонкостенное посудное литье, гарнитуру для бытовых печей. С конца тридцатых годов 20 века окончательно определилась специализация предприятия - производство энергетического оборудования.
Сегодня в номенклатуре завода - чугунные экономайзеры, механические топки для котлов малой и средней мощности, золоуловители и др. оборудование. Почти ни одна стройка не обходится без водоотливных центробежных насосов, выпускаемых заводом.
ОАО "Кусинский литейно-машиностроительный завод", входящее в состав отрасли энергетического машиностроения, постоянно совершенствует технический уровень своего производства, сотрудничая со многими отраслевыми институтами.
Сейчас в антикварной продаже мы можем встретить очень неплохие, сточки зрения технического исполнения, современные повторы старого каслинского и кусинского литья. Используя высокотехнологичный метод центробежного и вакуумного литья, анонимный производитель добивается точной передачи всех художественно-пластических особенностей русского "кабинетного" литья из чугуна с сохранением его старых клейм. И только профессиональное знание исторического материала и хронологии сигнатуры заводских клейм и их типов, принципов и места их размещения на предмете, своеобразная "насмотренность" глаза специалиста помогут отличить подлинник от его искусной современной имитации и избежать ошибки при покупке антикварного изделия.
Широкую известность заводу принесло производство не только энергетического оборудования, но и товаров народного потребления - художественных изделий и чугунной эмалированной посуды.
В настоящее время широкое распространение получило архитектурно-художественное литье: декоративная изгородь для оформления парков, скверов, автомобильных стоянок; элементы оформления экстерьера и интерьера зданий; декоративные столбы из чугуна для освещения городов. На предприятии постоянно идет процесс обновления продукции, с учетом потребительского спроса и условий рынка разрабатываются более совершенные изделия.
История развития непосредственно Каслинского и Кусинского завода, в целом проходит те же этапы, что и остальные казенные и частновладельческие горные металлургические заводы Урала. Но вместе с тем и обладают своей спецификой.
На первом этапе развития удачное географическое положение, обеспеченность рудой и топливом, а также решение проблем с трудовыми ресурсами позволили к началу XIX превратиться в достаточно мощные предприятия.
Итогом развития в первом периоде стало освоение практически всех технологий чугунолитейного и железоделательного производства, кроме того, наметилась тенденция к специализации на литейном производстве. Вместе с тем завод значительно отставал по уровню технического оснащения и развития (впрочем, как и все Уральские заводы) от мирового уровня.