Прошло несколько десятилетий, и знакомство с древним Востоком, с его языками и письменностью, с его материальной культурой, наукой, литературой, изобразительным искусством и религией настолько выросло, что всесторонний и такой же глубокий охват всей древней истории народов классического Востока потребовал бы коллективного труда многих специалистов.
Уже в самом начале нашего века стало ясно, что дальнейшая расшифровка сохранившихся в огромном количестве клинописных документов внесет много нового в понимание истории культуры стран Передней Азии. Но никто не мог тогда представить, что раскопки, начатые в разных местах, через пятьдесят лет дадут такой обильный и такой разнообразный материал, что многие построения и выводы науки придется пересмотреть.
Не о каком-нибудь окончательном «подведении итогов» должна идти речь в настоящий момент; задача ученых, продолжая работы над расшифровкой письменных памятников, одновременно использовать добытый в наше время богатейший материал памятников вещественных. Громко говорили надписи; археология, наука, рожденная в XIX в. и развитая в XX в., заставила заговорить вещи, и язык их, звуча часто в унисон с надписями, нередко и дополнял существенно их смысл.
Для Масперо и его современников новой была возможность говорить о памятниках шумерской древности, а мы в настоящее время говорим о временах становления культуры и искусства не только Ассирии и Вавилонии, но и всей Передней Азии.
Французский путешественник, естествоиспытатель и врач по профессии, Оливье в XVIII в. побывал в Двуречье и оставил большой и интересный труд, дающий яркое и подробное описание климата, флоры и фауны Двуречья. Он говорит о полной заброшенности страны, описывает картину налета саранчи, которая опустошила все посевы, при этом он подчеркивает, что страна не лишена богатых ресурсов.
Свидетельства классических авторов – Теофраста, Страбона, Геродота – единогласно подтверждают необычайное плодородие Двуречья.
Большое значение, в смысле знакомства европейцев с культурой Востока, внесла экспедиция Наполеона. Его грабительски вывезенные богатства Двуречья были перевезены во Францию и позднее выставлены для ознакомления. Большая часть этих древних сокровищ до сих пор находится в Европе.
5. Искусство древнего Двуречья
Искусство Двуречья широко представлено сохранившимися экспонатами. Наиболее интересны фрески из древних дворцов, до наших дней сохранилось большое количество фигурок, статуэток людей, ювелирных украшений.
Подразделяя историю Двуречья на периоды ученые выделяют особенности того или иного периода по наиболее характерным чертам в искусстве, литературе, архитектуре и т.д.
При раскопках захоронений ученые-археологи обнаруживали драгоценности в захоронениях. Предполагалось, что грудь умершей женщины должна быть обвешана ожерельями, сделанными исключительно из натуральных камней. Анализ украшений говорит о высокой технике изготовления, т.е. жители древнего Востока владели хорошей, высокой по уровню техникой обработки камня, металла и фаянса.
Большое количество находок относятся к так называемым монументальным, выполнены они часто из камня и их техника обладает высокой точностью обработки.
Статуэтки так же представляют собой большую группу и выполнены из различных материалов: от алебастра до меди. В этот период существовали печати, стоит отметить, что они относятся не только к религиозно –мифологической тематике, но на некоторых из них изображены и батальные сцены.
Сохранились дворцы царей державы Ахеменидов, убранность части комнат восстановлена учеными, имеются проекты застройки древних городов, сохранены памятники архитектуры, восстановлены ранее утраченные. Так, наиболее известным архитектурным комплексом ахеменидского времени Персеполь, одна из резиденций царя Дария 1 и его преемников.
Изучение истории культуры древнего Двуречья дает нам обширный материал по истории всего Востока и не только в этот период. Это обусловлено тем, что в основном, сохранились памятники этого периода, трактаты греческих авторов о Восточных землях не всегда полны и чаще содержат противоречия. В связи с этим, культурное наследие является одним из важнейших источников для изучения данного периода.
Список литературы:
1. Флитнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958.
2. Искусство древнего Востока. М., 1962.
3. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.