Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 2 из 6)

Французская наука выдвинула археолога Мариетта и талантливого исследователя Эмануила де Руже и Шаба, которые направили египтологию на настоящий путь.

В середине XIX столетия французский ученый Мариэтт положил начало систематическому изучению и собиранию памятников материальной культуры древних египтян. До Мариэтта археологические работы представляли собою по существу предварительные разведки с самым общим фиксированием памятников, находившихся на поверхности земли. До Мариэтта если и производились на скорую руку раскопки, то вещи, добытые при этом, быстро увозились из Египта и становились достоянием музеев той страны, которая отпускала деньги на производство этих раскопок. Вывозилось то, что представляло, по мнению раскопщика, наибольший интерес и ценность, и что в состоянии вывезти. Поэтому памятники древности оказывались в различных европейских музеях, а для плодотворности изучения должны быть сконцентрированы в одном месте.

Мариэтт основал в Булаке музей, где стали сосредоточиваться для научного изучения все находимые на территории Египта памятники древности. В дальнейшем музей был перенесен в Гизу, а потом в Каир. В настоящее время Каирский музей – это место, где лучше всего собраны египетские древности.

После смерти Мариэтта вторым директором Каирского музея был Гастон Масперо, который явился продолжателем археологических изысканий Мариэтта. Во время его деятельности был найден в Дейр-эль-Бахри тайник, в котором были обнаружены спрятанные еще в древности мумии целого ряда известных фараонов эпохи Нового царства. При Масперо были произведены большие реставрационные работы, в частности очистка от песка сфинкса в Гизэ и развалин храма в Луксоре (Фивы).

Из египтологов Франции в настоящий момент выделяется Александр Морэ, Эрман, Зете и Гардинер. Одновременно с французскими египтологами II половины XIX и начала XX в. в Германии работала целая группа исследователей, из них наиболее значительными учеными являлись Адольф Эрман и Курт Зете. В их работах разработаны формальные стороны изучения древнеегипетского языка. Зато принадлежит большой труд, посвященный египетскому глаголу, а Эрман в сотрудничестве с Германом Граповым издали многотомный Словарь египетского языка. Крупный египтолог Англии Аллан Гардинер посвятил себя филологическим вопросам [6].

В России основу египтологии положили В.С. Голенищев, О.Э. Лемм и Б.А. Тураев. До Великой Октябрьской революции в области изучения коптского языка работал Лемм. Голенищев, путешествовавший по Египту, обогатил науку открытием нескольких жемчужин древнеегипетской литературы. Так же он собрал прекрасную коллекцию древнеегипетских памятников, которая хранится теперь в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. Академику Тураеву принадлежит большой двухтомный труд История Древнего Востока, представляющий в основе курс его лекций в Университете.

Советская школа египтологов, возглавляемая академиком В.В. Струве, заслужившим известность своим трудом о позднеегипетском историке Манефоне и изданием крупнейшего памятника древнеегипетской науки — Математического папируса, хранящегося в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. Этот папирус решал одну из задач Архимеда задолго до Архимеда.

Вывод: За 115 лет со времени открытия гениальным французским ученым Франсуа Шампольоном тайны чтения египетских иероглифов множество ученых трудилось над восстановлением картины исторического развития египетского общества и различных сторон его культуры. Наши знания продвинулись далеко вперед, но мы не с исчерпывающей полнотой знаем историю Египта. Многие периоды жизни египетского народа, остаются до сего времени неизученными. О многих событиях и целых периодах до нас дошли лишь случайные отрывочные сведения. Нам мало известно о жизни отдельных общественных деятелей.


1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта

Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древнейший период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.

Ведущим видом искусства в Египте была архитектура; все остальные виды подчинялись ей, зависели от нее, то есть, иными словами, искусство в Египте было комплексно, и это его основная и наиболее характерная черта.

Историю Древнего Египта, принято делить на основные этапы:

1. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.). Обычно этот период делят на два этапа — время I культуры и время II культуры. Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей. Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений. Уже в это время в Египте была вера в посмертное существование умершего, которое представлялось продолжением земного. Именно отсутствие знаний вызвало фантастические объяснения явлений окружающего человека мира[7]. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному.

Наиболее важным памятником этого времени является шиферная плита фараона Нармера (Каирский музей), высотой в 64 см, сооруженная в память победы Южного Египта над Северным и объединение долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах представляют 5 сцен, из которых 4 рассказывают о победе царя Юга над северянами.

Имеются уже основные особенности канонов на плите – черты, показывающие овладение художником более высоким мастерством в передаче действительности: пропорции фигур почти правильны, отмечены мускулы, положение каждого человека четко охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены приемы, идущие из далекого прошлого, — показ социального различия действующих лиц разницей в масштабах их фигур, изображение различных частей тела человека, животного и птицы с разных точек зрения — это окончательно выработавшаяся манера передачи объемного тела на плоскости. Человеческое лицо отныне передается в профиль при фасной постановке глаза. Плечи рисуют в фас, а нижняя часть тела делает легкий поворот в три четверти, являясь переходом к полному профилю ног. Человеческая фигура как бы сплющивается[8].

2. Искусство Древнего царства (3200—2400 гг. до н.э.). Период Древнего царства — это время образования примитивного рабовладельческого общества и окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период V—VI династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.

Ведущее положение в египетском искусстве уже с ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура Древнего царства из кирпича и дерева не сохранилась. О том, какой вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить только по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек — по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах.

Развитию строительной техники и архитектурной формы особенно способствовало сооружение грандиозных царских усыпальниц, на которое шли колоссальные средства. Желание утвердить деспотическую власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские мастабы как можно более крупными. Важнейшей ступенью явилось увеличение их по вертикали.

Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (28 в. до н.э.), так называемая ступенчатая пирамида. В ее молельнях впервые был применен в качестве строительного материала камень.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа.

Заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для вечной жизни души умершего. Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.

Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они были тесно связаны с заупокойным культом и находились в строгой зависимости от архитектуры. Применялся низкий рельеф с выбранным фоном и врезанный рельеф. Роспись исполнялась минеральными красками. В некоторых гробницах, например в Медуме, техника росписи сочеталась с вкладками цветной пастой в специально приготовленные углубления.

3. Искусство Среднего царства (21 в. — начало 18 в. до н.э.). Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий. Ему предшествовал так называемый переходный период — период социальных смут, нового политического распада Египта (в конце VI династии), ослабления центральной власти, вторжения в Дельту народов, надвигавшихся через Суэцкий перешеек со стороны Сиро - Палестины.

В связи с увеличением роли средних слоев населения изменяется идеология древнеегипетского общества. Появляются сомнения в существовании загробной жизни, отразившиеся в ряде литературных произведений. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Характерно, что заупокойный культ обслуживает теперь и средние классы, что является в условиях того времени одним из их важных завоеваний[9].