Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 3 из 6)

Нововведением в архитектуре Среднего царства было и оформление входа в храм в виде двух башен, прямоугольных в плане, с наклонными стенами и узким проходом между ними. Перед пилонами ставили каменные обелиски, верхушки которых обивали медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Сохранился до нашего времени один из таких обелисков ( 30 м высоты), стоявший когда-то у пилонов храма фараона Сенусерта I .

В монументальной пластике происходит отступление от канона Древнего царства, которое выражается в более стройных пропорциях человеческого тела. Изображения фараонов устанавливаются теперь и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона. Например, статуя фараона Ментухотепа III, который в короне Нижнего Египта и в белом облачении Осириса сидит на троне.

Ярко реалистическая струя проявилась в рельефах и росписях Среднего царства. Номархи Среднего Египта строили храмы и пышные гробницы, которые возросли по значению как художественные центры.

4. Искусство первой половины Нового царства. Время правления XVIII династии (16 – 15 вв. до н.э.). Период Нового царства характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений, повышением частных рабовладельческих хозяйств. Во время XVIII династии культура и искусство процветают. Широкие отношения, торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство проникли и новые черты.

В результате победоносных войн в Египет поступали огромные богатства. В быту разбогатевшей правящей верхушки общества появилось стремление к роскоши, утонченности в одежде, украшениях, обстановке жилищ. Для искусства стало характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Обогащение страны способствовало и развертыванию широкого строительства во всех главных центрах Египта. Архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Царская гробница окончательно отделяется от заупокойного храма.

Заупокойные храмы посвящаются теперь и культу царя, но и богов, главным образом верховного бога Древнего Египта Амона.

Для храмов Нового царства характерно четкое разделение на три части (ось по горизонтали): открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище. Колонны сохраняют свой растительный характер, особенно часто применяется форма капители в виде колокольчиком раскрытой метелки папируса. На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров. Таковы рельефы на стенах Карнакского храма и храма в Мединет-Абу. Перед пилонами ставили обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стене пилона прикрепляли высокие мачты с флагами. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами (бараноголовыми сфинксами).

Наиболее значительными храмами указанного типа являются два храма на правом берегу Нила в Фивах, посвященные богу Амону — Карнакский и Луксорский.

В скульптуре ведущее место заняла придворная фиванская школа, о характерных особенностях которой дают статуи из храма Хатшепсут, изображающие царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. На всех статуях переданы ее портретные черты, статуи из центральной молельни, имевшие культовый характер воссоздают индивидуальный облик царицы.

5. Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 в. — начало 14 в. до н.э.). Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон принял новое имя – Эхнатон, столицу перенес из Фив в город Ахетатон. На месте Ахетатона теперь находится селение Амарна и по месту, где раскапывают столицу Аменхотепа IV, время его правления часто называют амарнским[10].

Архитектура амарнского периода дала меньше нового, чем другие виды искусства. Храмы строились, как и прежде, с входными пилонами и были окружены стенами, но уже без многоколонных зал, т.к. культовые церемонии совершались на открытом дворе. Строились наскоро из кирпича и не отличались монументальностью, высокими художественными качествами. Чередование пилонов и огромных открытых дворов с рядами жертвенников вносило в архитектуру скучное однообразие.

Изменилась и форма, и содержание искусства: появились изображения царя в повседневной жизни, в кругу семьи, в саду и т.п. Все композиции росписей и рельефов Амарны были созданы заново. В изображениях царя, царицы и их близких появилось стремление передавать сугубо личные, индивидуальные портретные черты. В начале поиски новых форм приводили художников даже к подчеркнутой экспрессии в портретных изображениях. Было открыто несколько мастерских скульпторов, где скульпторы создавали портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей.

Необычайно развилось художественное ремесло: кровати и кресла, сундуки и ларцы, опахала, сандалии, ожерелья, перстни и другие предметы. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Более богатой становится цветовая гамма.

Вскоре после смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, старая знать и жречество восстановили прежние порядки. Под давлением влиятельного фиванского жречества Тутанхамон покинул Ахетатон и вернулся в Фивы. Но искусство Амарны внесло так много нового, вызвав значительный разрыв с прошлым, что полный возврат к старому был уже невозможен.

6. Искусство второй половины Нового царства (14 – 11 вв. до н.э.). В годы правления XIX династии в Египте наступил новый политический и экономический подъем в результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II, вернувших утраченную часть египетских владений в Передней Азии и укрепивших господство Египта в Нубии.

Но при кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством в скрытой форме: Рамсес II постарался его ослабить вновь усилившееся фиванское жречество.

Продолжает развиваться тип храма, врубленного в скалу. Яркий пример – пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу - Симбеле. Он почти не отличается по плану от наземных храмов и также подавляет колоссальными размерами. Особенно велики портретные статуи фараона по сторонам входа.

Фиванская художественная школа времени XIX династии сохраняет реакционное стремление вернуться к доамарнским традициям в искусстве. Храмы приближаются по типу к Луксорскому храму Аменхотепа III, но отличаются гигантскими размерами пилонов, колонн, монолитных статуй, перенасыщенностью рельефами и текстами, которые помещают и на стенах, и на стволах колонн. Средние нефы оформляются колоннами с капителями в виде раскрытых цветов папируса, а боковые — в виде нераспустившихся цветов. Так, например, решен новый гипостильный зал храма Амона в Карнаке.

Скульптуры в храмах по-прежнему помещают перед пилонами и между колонн. Новые черты скульптуры XIX династии яснее видны на статуях внутри храмов и в гробницах, для них характерны внешняя нарядность, идеализация образов, но сказываются отголоски и амарнского периода. В отдельных рельефах внимательно прорабатываются тела, и передается портретное сходство. Таковы, например, статуя Рамсеса II, и при всей их традиционной идеализации рельефы фараона Сети I в Карнаке и в Абидосе.

Больше нового в рельефах светского содержания на наружных стенах и пилонах храмов. Подобные рельефы времени фараонов Сети I и Рамсеса II представляют собой огромные композиции, повествующие об их военных походах. Наследием Амарны является постоянное внимание к пейзажу. В росписях гробниц XIX династии появляется все больше сухих, однообразных, лишенных жизни композиций.

7. Искусство Позднего времени (11 в.—332 г. до н.э.). В эту эпоху продолжаются борьба знати между собой и нападения на страну извне. С 11 в. до н.э. египетское государство распалось на ряд отдельных царств, временами объединявшихся в единое недолговечное государство.

Во время длительных распадов государства не велось крупного строительства. Тяжелое политическое положение, противоречия социального уклада не способствовали созданию новых художественных направлений в искусстве. Тесная связь искусства с религией и с заупокойным культом обеспечивала и в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художников, которые создают порой вещи, технически не уступающие лучшим произведениям искусства предыдущих периодов. В Дельте появляется несколько художественных школ, и расцвет одной из них, саисской, по имени города Саиса, совпадает с коротким временем последнего расцвета Египта при XXIV династии (663 — 525 гг. до н.э.).

Создаются портретные статуи знатных лиц с глубокой передачей индивидуальных психологических черт. Прекрасным примером является гранитная портретная статуя Монтуэмхета (Каирский музей), градоначальника Фив при эфиопском фараоне Тахарке, портрет наделен чертами большого сходства и этнической достоверности. Аналогичными чертами отличается и бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр).

Второй краткий расцвет искусства падает на время правления саисской династии. Снова развертывается строительство, на этот раз в городе Саисе.

Вывод: Мы проследили ход развития искусства Древнего Египта на протяжении его длительного существования. Его значение для истории искусств других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.


II Глава. Изобразительное искусство египетской цивилизации

2.1 Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtоn — строитель), (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества[11].