Культура Древнего Египта
Содержание
Введение
I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта
II Глава. Изобразительное искусство египетской цивилизации
2.1 Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни
Заключение
Список литературы
Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего художественного значения тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла.
Актуальность исследования.
Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога.
Степень разработанности проблемы.
В основу данной работы вошли исследования художественной культуры Древнего Египта в работах египтологов: Матье М.Э., Тураева Б.А., Струве В.В., Снегирева И.Л., Францова Ю.П. и других исследователей по данной теме. Так же были использованы энциклопедии, учебные пособия для студентов высших учебных заведений: Воскресенской Н.О; Емохоновой Л.Г.; Марковой А.Н. и другие источники.
Объект исследования - цивилизация Древнего Египта.
Предмет исследования – культура Древнего Египта.
Цель исследования - изучение культуры Древнего Египта.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику художественной культуре Древнего Египта.
2. Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей.
3. Охарактеризовать основные исторические этапы развития древнеегипетской художественной культуры.
4. Рассмотреть архитектуру как отражение духовной жизни Древнего Египта.
В данной работе нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования как изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
Структура данной работы состоит из введения, 2х глав, заключения, списка литературы (26 источников).
I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры
Древняя история Египта является одной из первых глав истории всего человеческого общества. Отдельные культурные достижения, созданные древними египтянами на протяжении нескольких тысячелетий своей истории, были преемственно восприняты более поздними по времени народами – греками и римлянами — и вместе со всем культурным наследством античности сделались достоянием европейских народов.
До того как были прочитаны древневосточные письмена историкам приходилось пользоваться сведениями, сообщаемыми античными авторами и Библией. Она представляет собою много книг, составленных в разное время и окончательно сложившихся не ранее II века н.э. Библия дает сравнительно много сведений, которые за отсутствием других памятников трудно проверить.
Как исторический источник, библия представляет высокую ценность: уже давно доказано, что те места ее, где говориться об Египте, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этой монархией; новые открытия все больше и больше убеждают, что эти люди были настоящими представителями господствовавшей в их время культуры; их сведенья постоянно подтверждаются и выясняются[1].
Другим важным источником являются документы из Телль-эль-Амарна – архив иностранных дел царя Эхнатона. Открыты несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской клинописью: переписка фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также переписка между египетским царем и подчиненными ему царьками Сирии, Финикии и Палестины[2].
Было найдено множество деловых документов, написанные демотическим письмом. Эти памятники дошли до нас на папирусах. Это разного рода счеты, приходно-расходные книги, дарственные записи. Многочисленны памятники богословской и религиозной литературы – ритуальные тексты, мифы, гимны богам, заклинания и сборники магических формул. Произведения дидактической литературы носят большей частью светский характер, представляя учебники хорошего тона.
Большее значение к пониманию древнеегипетской культуры нам дают труды греческих и римских писателей, сообщающих чрезвычайно ценные сведения.
Греческого историка Геродота Галикарнасского (середина V века до н.э.) назвали отцом историиû. Он интересовался историческим прошлым стран Ближнего Востока и Египта, с которым греки еще в VII в. до н.э. установили оживленные торговые отношения и пытались вмешиваться во внутренние и внешние политические события страны. II главу своей историии (о Египте) Геродот написал на основании материалов, собранных им самим[3]. Не зная восточных языков, он обращался за разъяснениями виденного им к греческим купцам, переводчикам, проводникам, дававшим ему не всегда правильные объяснения. Он постоянно ссылается на виденные им памятники, цитирует надписи на стелах, статуях и стенах зданий.
Конечно, не все, что рассказывает Геродот, заслуживает полного доверия. Не смотря на все, труд Геродота имеет большую ценность т.к. дает представление о Востоке времени его путешествия (в половине V века).
Диодор Сицилийский, посетивший Египет в 60-58 вв. до н.э., известен своим трудом, названным исторической библиотекой. Труд Диодора представляет собой компиляцию из сочинений других авторов. Он относился к своим источникам совершенно некритически, механически цитируя того или другого автора. Диодор видел Египет когда, уступая место эллинизации, забвение древности шло быстрыми шагами вперед. Он модернизирует Египет, перенося в его древность идеалы своего времени [4].
Трактат об Осирисе и Исиде, написанный Плутархом в Дельфах в 20-х годах II в. н.э. имеет большую ценность для истории религиозной идеологии, правда, уже в тот момент, когда многие верования египтян претерпели заметное влияние религиозных воззрений греков.
Все эти письменные произведения древних писателей имели для своего времени определенную ценность, но, конечно, они не могли заменить подлинные египетские письменные источники, которые, взятые вместе с подлинными памятниками материальной культуры египтян, только и могли дать правильную историческую картину происхождения и развития египетского общества, зарождения и расцвета различных сторон египетской культуры, будь то политическая история страны, наука и техника египтян, их изобразительное искусство или литература.
Знание древнеегипетского языка и умение читать подлинные египетские письмена было утеряно очень давно. Резкое оживление внимания к египетской письменности наступает в XVII в., когда пропаганда римской католической церкви, заинтересованной в укреплении своих связей с египетским населением христианского вероисповедания — коптами, обращает свое внимание в сторону Египта. Из Египта начинают привозить коптские рукописи. Для нужд религиозной пропаганды в Риме отливается коптский шрифт и усиленно поощряется изучение коптского языка.
В середине XVII в. ученый иезуит Афанасий Кирхер начинает изучать коптский язык. Сейчас мы знаем, что коптский язык представляет собою развитие живого разговорного языка широких народных масс в эпоху конца египетской истории. Но благодаря Кирхеру, ученые могут определить многие черты древнеегипетского языка при посредстве коптского языка.
Систематическое изучение Египта в новейшее время связано с экономическим и политическим проникновением государств Западной Европы на Ближний Восток. Не последнюю роль в этих устремлениях Западной Европы, в частности Франции и Англии, играл Египет, лежавший на пути в Индию. На долю ученых выпадала задача всестороннего изучения страны в географическом отношении, ее естественных богатств, образа жизни населения. Большой сдвиг в изучении истории древнего Египта и, в частности, изучении древнеегипетского письма и языка имел место в связи с военной экспедицией Наполеона в Египет в конце XVII столетия.
Всюду, где проходили войска Наполеона, за ними двигалась группа ученых, изучавших природные богатства страны, ее флору и фауну. В 1799 г. французскими саперами, при рытье укрепления Сен-Жульен около города Розетты, была обнаружена плита из черного базальта, вся покрытая различными письменными знаками – постановление египетских жрецов в честь Птолемея V Эпифана (196 г. н.э.). Этот письменный памятник состоит из трех частей, он написан тремя различными системами письма: верхняя часть написана иероглифическим письмом, средняя – демотическим, а нижняя – греческим [5].
Находка Розеттского камня имела чрезвычайно большое значение, так как греческая часть надписи была доступна для понимания ученых, и они имели в руках точное содержание всей иероглифической и демотической части надписи.