Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 2 из 8)

1.2 Представления о загробной жизни

Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. Вся земная жизнь египтянина практически была подготовкой к вечной жизни, которая наступает после смерти. С раннего детства он знал, что ему придется предстать перед Судом Осириса, старался жить праведно и не совершать преступлений, за которые придется давать ответ.

По убеждению древних египтян, человек состоял из тела - хет, души - ба, тени - хайбет, имени - рен и невидимого двойника - ка. Самым древним было представление о ка, который рождался вместе с человеком, неотступно следовал за ним повсюду, составлял неотъемлемую часть его существа и личности, но не исчезал с его смертью и мог продолжить жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно это последнее убеждение легло в основу всех погребальных обрядов: чтобы уберечь тело от тления и сохранить ка, его с помощью бальзамирования превращали в мумию и прятали в закрытое помещение гробницы; рядом устанавливали статуи покойного, в которые мог переселиться ка в случае непредвиденного разрушения мумии; страшные заклинания должны были уберечь ее от змей и скорпионов. Веря в то, что ка может умереть от голода и жажды или покинуть могилу и мстить живым, родные наполняли гробницу провизией, вырезали на ее стенах изображения продуктов и одежды, приносили заупокойные дары и жертвы и произносили магические заклинания-просьбы о даровании покойному всего необходимого.

Ба представляли в виде птицы или кузнечика; она не была связана с могильным существованием и могла свободно покинуть мертвое тело, воспарить на небо и жить там среди богов. Позже родилась вера в странствия ба по земле и по подземному царству; чтобы защитить ее от всевозможных подземных чудовищ, существовали специальные молитвы и заклинания.

Блаженство умершего зависело также от сохранения его имени (рен) в памяти потомков, поэтому его вырезали на стенах усыпальницы и окрашивали в зеленый цвет – символ вечной жизни и обновления; стереть имя считалось великим святотатством. Что касается тени (хайбет), то о ней осталось очень мало упоминаний.

В Египте не было единого представления о загробном мире. Согласно наиболее распространенной абидосской версии, царство мертвых – это царство Осириса, куда человек отправляется после смерти, чтобы возродиться к жизни. Там среди плодородных полей, на которых растут огромные хлебные злаки, он служит Осирису, как на земле служил фараону. Для облегчения его труда в гробницу, начиная со времени Среднего царства, клали множество фигурок работников, которые благодаря написанным на них заклинаниям могли заменить покойного. Царство это находилось в «полях Эару», которые египтяне помещали либо в неизведанные земли (неосвоенные районы Нильской долины, Финикия), либо на небеса (северо-восточная небесная страна). Чтобы попасть в него, нужно было или переплыть реку мертвых на пароме богов, или взлететь птицей на небо, или пройти через щель в западных горах.

Согласно мемфисской версии, царство мертвых – страна сна и тьмы, управляемая богом Сокаром, – представляло собой огромный грот или каменоломню, расположенную в глубине Ливийской пустыне. Солярная же гелиопольская традиция считала лучшим местом для умерших ладью Ра, в которой они могут избежать опасностей и наслаждаться полным блаженством, даже во время ее еженощных путешествий по подземному царству (дуат), отделенному от Нильской долины высокими горами.

Издревле египтяне верили, что покойный может добиться всего с помощью магии (попасть в царство мертвых, избавиться от голода и жажды), т.е. его судьба никак не зависит от его земного существования. Но позже возникает идея о загробном суде (125 глава Книги мертвых): перед лицом Осириса, восседающего на троне, Гор и его помощник Анубис взвешивают сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини справедливости Маат), а Тот записывает результат на досках; праведник вознаграждается счастливой жизнью в полях Эару, а грешника пожирает чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведником признавался только тот, кто на земле был покорным и терпеливым, «кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя».

1.3 Погребальная церемония

Заботу о посмертной жизни египтяне начинали с постройки сооружения, в котором должно покоиться умершее тело. В начале это были каменные строения с массивными стенами, похожие на усеченный конус. В этих сооружениях были предусмотрены погребальная камера для мумии умершего, место для статуи и жертвенники для совершения погребальных обрядов.

Гробницы фараонов, обожествлявшихся при жизни, должны были отличаться от гробниц знати не только размерами, но и формой. Чтобы выделить гробницу фараона Джосера и приподнять ее над другими, зодчий Имхотеп поставил одну на другую несколько мастаб, каждый раз уменьшая их размеры. Так родилась идея вертикали как символа восхождения, а многоступенчатая гробница фараона стала первой в истории Египта архитектурной формой, которую древние Груки назвали пирамидой.

Пирамида тесно связана с культом Солнца. Древние давно заметили, что при восходе или заходе солнца над линией горизонта возникает «зодиакальный» свет, который образует световой треугольник. Треугольные грани пирамид символизировали застывшие лучи Солнца.

Приготовив жилище для Ка и место хранения для собственной мумии, египтянин стремился обезопасить себя от утраты мумии и дать Ка безошибочно «узнавать» свой «дом». Для этого перед погребальной камерой ставились статуи умерших, которые исполнялись по определенным ритуальным правилам – строги фронтальные позы (стоящие или сидящие), прямо поставленные головы, одинаково расположенные руки и ноги. Условия и раскраска статуй были такими: тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских – в желтый; волосы у всех черные, одежды белые. Чтобы облегчить Ка «узнавание», статуи должны были сохранять сходство с чертами умерших.

Следующим шагом надо было оставить напоминание о прожитой жизни. Для этого стены погребальных камер покрывались фресками, на которых, кроме богов, священных знаков и символов, были изображены наиболее важные занятия умершего.

Когда гробница была готова, хозяин ее знал, что после его смерти из его тела изготовят мумию и после свершения необходимых обрядов она вместе с Ка, Ба и Рен найдет достойное жилище, где будет пребывать вечно.

Вера в существование загробной жизни как продолжения земной, наступающей после воскресения, тесно связана с культом Осириса. Поэтому обряд мумификации и погребения повторял ту часть мифа об Осирисе и Исиде, в которой говорится об убийстве Сетхом своего брата Осириса(смерть египтянина), расчленения его тела на куски( вынимание внутренних органов из тела), поисках этих частей его женой Исидой для захоронения, продолжающихся 70 дней (ровно столько длилось изготовление мумии).

Богом, приготовившим тело Осириса к погребению, был Анубис, поэтому, совершая обряд мумификации, жрецы всегда надевали маску Анубиса, а плакальщицы причитали над телом умершего, совершенно так же, как Исида оплакивала смерть Осириса.

Погребальная церемония начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и помещали в специальные сосуды (канопы), которые передавали под охрану богов. Вместо сердца вкладывали каменного жука-скарабея. Тело натирали натром и асфальтом, пеленали в холсты и клали в каменный или деревянный гроб (иногда в два гроба), который покрывали магическими изображениями и надписями. Затем в сопровождении родственников, друзей, жрецов и плакальщиц его перевозили на западный берег Нила, где обычно располагался некрополь. Главная церемония происходила в передней части гробницы либо у ее входа. Там разыгрывалась мистерия Осириса, во время которой жрецы совершали обряд очищения мумии или статуи усопшего; они убивали двух быков, бедра и сердца которых приносили в дар покойному. Затем следовал обряд открытия рта и глаз; таким образом, умерший получал возможность пользоваться приносимыми ему дарами. Потом гроб относили во внутреннее помещение усыпальницы; вход в него замуровывали. В передней же части устраивался пир, в котором, как верили, участвовал и сам покойный.


1.4 Жрецы Древнего Египта

Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы – хранители священных традиций – сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт – ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма – религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур – «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа – «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер – «служители храма».