Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 6 из 8)

Царская пирамида стоит одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами.

Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700 - 2400 гг. до н.э.). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных памятников их предшественников. Они намного уступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, а частично даже из бута. Тем большее внимание уделялось ими оформлению храмов, которое теперь и должно было выражать основную идею гробницы фараона - прославление царской власти. Стены этих заупокойных храмов и залов в воротах стали покрываться цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта. Богини кормят его грудью, в образе сфинкса он топчет врагов, из победоносного похода прибывает его флот. Размеры храмов при пирамидах увеличиваются, их архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны — в виде связки бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий — так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад; его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Вход в храм сделан в форме пилона, перед которым стоят два обелиска и колоссальные статуи фараона. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль). Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству. Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. В отличие от разнообразного внутреннего убранства, в своем внешнем выражении он демонстрировал простоту линий, соответствовавшую однообразному ландшафту; ее нарушала лишь стенная живопись и светлая окраска.

Светское зодчество Древнего Египта известно очень мало. О дворцовой архитектуре можно судить только по царской резиденции Эхнатона в Ахетатоне; дворцы предшествующих периодов не сохранились. Дворец Эхнатона был ориентирован с севера на юг и состоял из двух частей, соединявшихся крытым переходом, – официальной (для приемов и церемоний) и частной (жилые помещения). Главный вход находился на северной стороне и вел в большой двор, по периметру которого стояли статуи и который упирался в фасад дворца; в центре фасада располагался павильон с колоннами, а по бокам – пандусы. К переднему колонному залу дворца примыкали помещения для отдыха, внутренние дворы и сады с водоемами.

Дом знатного египтянина, как правило, располагался посреди участка, обнесенного стенами с двумя входами – главным и служебным. В эпоху Среднего царства он отличался значительными размерами (60 ґ 40 м) и мог насчитывать до семидесяти помещений, группировавшихся вокруг центрального зала с четырьмя колоннами (городище в Кахуне). В период Нового царства, если судить по раскопкам в Ахетатоне, дом знатного человека был более скромных размеров (22 ґ 22 м). Он делился на правую парадную (зал и приемные покои) и левую жилую части (спальня с умывальней, помещения для женщин, кладовые). Все комнаты имели окна под самым потолком, поэтому главный зал строился выше остальных помещений. Стены и полы покрывались росписью. Вокруг дома находились дворы, колодец, хозяйственные постройки, сад с прудом и беседками. Дом простолюдина эпохи Среднего и Нового царства представлял собой небольшое сооружение, включавшее общую комнату, спальню и кухню; к нему примыкал небольшой дворик. Строительным материалом служили тростник, дерево, глина или сырцовый кирпич.

3.2 Скульптура

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей", после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.