Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 5 из 5)

В древности Эсна была столицей III нома Верхнего Египта. В современной деревне сохранился лишь один храм, посвященный Хнуму, переделанный в эпоху Птолемеев из храма XVIII династии. Гипостильный зал (33х18м, 24 колонны, высотой 13,5м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колон.

Городок Эдфу вошел в египетскую историю благодаря своему храму, сохранившемуся лучше остальных храмов Египта. Храм, посвященный богу Хору, был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, долее древнего храма, который уже существовал при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Хора из черного гранита. Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита – монолитом четырех метров высотой.

Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его «маммиси». Построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Вот почему этот храм был священным для беременных женщин и для тех женщин, которые хотели иметь ребенка.

Расположенный между Эдфу и Асуном Ком-Омбо – это бывший Па-Себек, то-есть «дом Себека», бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, оброзованный из двух соседних. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия; левый – Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны.

Современный город Асун высится на месте бывшего базара города Абу. В древности, он назывался, Сиена и был столицей I нома Верхнего Египта.

Древние гранитные карьеры, примерно в двух километрах от города, протянулись от берега Нила более чем на шесть километров. В его многочисленных карьерах в изобилии добывали сиенит – розовый гранит, широко применявшийся в культовых сооружениях, - из него вырубали обелиски, колоссальные статуи, воздвигали храмы.

В этом месте есть еще одна достопримечательность: колодец, стенки которого, учитывая близость тропиков, освещались солнечными лучами только в день летнего солнцестояния.

Некрополь, насчитывающий 40 гробниц третьего тысячелетия, вырыт в холме Табет эль-Хоа («вершина Ветров») и расположен на западном берегу Нила. Пройдя по одной из узких крутых лестниц, можно попасть в подземные погребальные храмы, украшенные по большей части террасами и колоннадами, с дверьми и окнами. Могилы располагаются одна над другой, создавая впечатление пещерного города. Многие из этих подземелий были разрушены или сожжены.

В 1960 г. здесь стали сооружать плотину, в зоне затопления были безвозвратно утеряны многие бесценные исторические и художественные памятники. Весь мир, затаив дыхание, следил за необычными спасательными операциями, сопровождавшими сооружение платины, целью которых было сохранение великого культурного и художественного наследия древней цивилизации.

Гробница Сиремпута I – эта гробница принадлежала сыну Зат-Сени, принцу XII династии. Сегодня, к сожалению, осталось мало подтверждений тому, что эта гробница была самой большой и имела самый пышный декор во всем некрополе. Гробница Сиремпута II. Сиремпут II был «наследным принцем» в царствование Аменемхета II (XII династия). Подземелье включает первую камеру, которую поддерживают 6 столбов, и галерею, обрамленную шестью нишами, в каждой из которых помещена статуя мумии покойного принца. Еще там есть квадратная комната, великолепно расписанная изображениями Сиремпута. В глубине расположена молельня, также с росписью.

Первый нильский порог находится в нескольких километрах от Асуна: это широкое пространство бурлящей воды и водоворотов между многочисленными скалами и островками. Из всего этого архипелага крошечных островов интерес представляет остров Сехель, где в беспорядке нагромождены огромные гранитные блоки, покрытые рисунками и надписями, древнейшие из которых восходят к VI династии, а последние – к эпохе Птолемея.

Храм в Филе, как и храмы в Эдфу и Дендеры, одно из трех хорошо сохранившихся сооружений эпохи Птолемеев.На фоне выразительной декорации из гранитных скал лежит священный остров, где Храм богини Исиды вздымает свои колонны и пилоны к ясно-голубому небу, создавая у посетителей впечатление нереальности увиденного.

В 320 км от Асуна на землях Нубии высится самое прекрасное и необычное сооружение величайшего фараона Египта: Абу-Симбел. По идеи, этот храм был посвящен триаде богов Амон-Ра, Хармакису и Птаху, но на деле он был построен исключительно для прославления и увековечения памяти его создателя – Рамсеса II Великого. Храм полностью высечен в скальном массиве (38 м по фасаду и 65 м в глубину). Проникнув в сердце горы, попадаешь в святилище, где находятся статуи триаде богов, которым был посвящен храм, и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не попадает на Птаха – бога тьмы. Декор храмовых стен прославляет военные подвиги Рамсеса II. Рамсес приказал построить рядом храм меньших размеров, посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести. При построении платины, храму грозило затопление водами искусственного озера, что обеспокоило общественность всего мира. ЮНЕСКО немедленно назначило комиссию по изыскания средств для спасения монументов. В 1965 г. храм переместили в другое место – это было самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, которое когда-либо переживала археология. Осталось только ждать «солнечного чуда», которое в точности повторилось в феврале 1969г. Теперь, как и две тысячи лет назад, солнечные лучи снова ласкали богов святилища. Рамсес II и его архитектурный шедевр, несмотря ни на что, продолжают существовать.

Заключение.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта – сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура древни египтян – монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы – поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

Список литературы:

1. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г.

2. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Марковой. – Москва: «Культура и спорт» Издательское объединение «Юнити».1995г.

3. О.Н.Дубровская, Древние религии мира. – Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

4. Л.С. Васильев, История религий Востока. – Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

5. История Древнего Востока: Учебное издание. Под ред. В.И.Кузищина, Москва: Издательство «Высшая школа» 1988г.

6. И. Α.Климишин, Календарь и хронология.— Москва: Наука. 1985г.

7. Μ. Α.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. — Москва: Наука 1982г.

8. В. П. Шереметевский, Очерки по истории математики. Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г.
9.В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство «Медицина» 1985г.

10. Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: WelcomBooks, Москва.