Переписка с зависимыми правителями и независимыми царями азиатских стран ведется клинописью и почти всегда на аккадском языке, считавшемся в то время международным. К концу царствования Аменхотепа III влияние Египта ослабевает.
Аменхотеп IV проводит религиозную реформу, заменяет культ Амона культом Атона (солнечного диска). Создается новая столица Ахетатон («Горизонт Атона»), верховным жрецом которой становится сам фараон.
Но для такого религиозного перелома, перехода от политеизма к монотеизму в Египте не было подходящих условий и со смертью Аменхотепа IV его зять – Тутанхамон стал восстанавливать старые порядки. Последующие фараоны довели до конца реставрацию прежних порядков в стране, поставив перед собой задачу укрепления позиций Египта в Передней Азии. Вновь начинается эпоха войн (Сети I, Рамсес I, Рамсес II).
Период, следующий за Новым царством, носит название Позднего или Ливийско-Саисского (XI – VI вв. до н. э.). В начале этого периода вновь усиливаются центробежные тенденции. При последних фараонах XXII династии, а также при XXIII и XXIV династиях дробление страны достигает высшей степени. В VIII и VII вв. до н. э. несколько раз вторгались в Египет цари Куша (Эфиопии), которые стали претендовать на господство в долине Нила, а также ассирийские цари совершили три набега в долину Нила. Ассирийские и эфиопские завоеватели взаимно ослабляли друг друга. Этим воспользовались правители крупнейшего центра северного Египта – Саиса. А в VI веке до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом. В 332 году до нашей эры Египет подчинили себе македоняне во главе с Александром Македонским. С этого времени начинается процесс эллинизации Египта, его культуры. Александр Македонский был объявлен сыном бога Ра. Был установлен культ нового бога – Сараписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Александрия стала культурным центром Греко-восточного мира. Следующий период связан с Римской империей, когда в 36 году до нашей эры Египет был превращен в римскую провинцию. Пестрое в этническом отношении население Египта не имело единой религии: это и солнечные культы, вера в демонов и магические силы, вера в римских богов. Много было последователей иудаистских течений и христианства, которое распространяется на территории Египта в I нашей эры. Показательно, что в первые века новой эры копты – потомки коренных жителей Египта – исповедали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранялась вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII веке принесли туда ислам.
2. Преднаучные знания и религия.
Большое влияние на формирование древнеегипетской культуры оказывала религия, основными чертами которой были: длительное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм (объединение в одном двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое) и, наконец, тесная связь религии с магией. Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными и живучими.
Жречество обладало огромной силой, и хотя оно вступало иногда в конфликты с царской властью, это не мешало ему создавать учения о божественности фараона и призывать массы населения к повиновению «сыну Солнца», как именовали себя властители Египта. В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению власть имущим. Безусловно, египетская религия на протяжении тысячелетий изменялась, приспособлялась к социальным сдвигам и политическим переменам. Однако многие старинные верования, связанные еще с исчезающими родоплеменными обычаями, сохранялись в долине Нила дольше и упорней, чем в других древних странах. Вначале - собирательство и охота, потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. «Греческих путешественников», - писал Редер Д. - «особенно поражал необычайно распространенный в Египте культ диких и домашних животных, а также всевозможных птиц, рыб и насекомых. Примеры можно приводить бесконечно. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Во многих местностях даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали. Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей)» (11). Иногда из бесчисленного множества представителей какого-либо вида животных отбирался один и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу в форме скарабея, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.
Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (священного быка). Все эти верования были отдаленным пережитком тотемизма, характерного для охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития и родового строя.
В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей, птиц и рыб, превращались в богов-покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т. д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки.
Такое почитание животных было следствием религиозных воззрений египтян, где все видимое в природе воспринималось за видимый образ божества. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых особенно выделяли лотос. Считалось, что из цветка лотоса вышел бог Солнца – Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы почитали заостренные камни (по их аналогии и стали строиться обелиски).
В Древнем Египте существовали многочисленные местные божества и культы (в Мемфисе почитался бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового разума – Птах; в Фивах – Амон; в Гелиополе – Ра), а также боги общеегипетские, почитаемые по всей стране. Среди них – бог Солнца Ра; бог – покровитель власти фараона Амон, включивший в свой культ ряд функций бога Ра; Осирис – бог умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира; богиня Исида – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания, символ супружеской верности и материнства; бог – Гор – защитник фараонов, бог Солнца, побеждающий силы мрака; бог мудрости, письменности и счета - Тот и многие другие (число египетских богов, как предполагают ученые доходило до 2000).
Поскольку в Египте существовал культ животных, звероподобными были и некоторые боги. Так, покровитель умерших – Анубис изображался в виде человека с головой шакала, богиня войны Сохмет – с головой львицы, бог Гор изображался в облике сокола. Высшим же культом был культ Солнца, воплощенный в боге Амон-Ра, сам Египет называли страной Солнца, а фараонов его сыновьями, обелиск – впервые созданный в Египте – символизировал солнечный луч. Если римский император становился богом лишь после смерти, то египетский фараон уже при жизни, считалось, обладал божественной силой.
Некоторые ученые высказывают мнение, что в Египте было сформулировано понятие Троицы, воспринятой христианством. Над всеми многочисленными божествами стоял один – «бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных. Он – творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища» (5) . Этот бог не имел ни имени, ни образа. Он порождал в самом себе отца, мать и сына Бога, не выходя из бога. Это бог, которого все священные мифы называют «единым действительно живущим существом», породил всех низших богов.
И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.
Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами[2].
Другим своеобразием египетской религии было то исключительное значение, которое придавалось заупокойному культу. Если в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел мрачным и безотрадным, и умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земной жизни, то в Египте религиозное учение было иным. Каждый человек обладал, по мнению древних египтян, несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались: «сах» - тело человека, «шунт» - его тень, «рен» - его имя, «ах» - его привидение, «ба» - проявление сущности, «ка» - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире». В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих Истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами.