Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 2 из 4)

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности, незыблемости, величавого спокойствия. Как правило, это либо стоящая с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая на троне или на земле со скрещенными ногами фигура. Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в красно-коричневый, женские — в желтый цвет. Использовалась инкрустация с помощью драгоценных камней и металлов. Традицион­ность изображений объясняется их ритуальным предназначением. По верованиям египтян статуи могли служить вместилищем души усопшего человека. В то же время такая задача требовала от мастеров передать сугубо индивидуальные, реалистические черты каждого человека, создавая как бы двойника умершего. Ярким примером сложившегося стиля является статуя фараона Хафра наследника Хуфу. Царь изображен сидящим на резном каменном троне, поза его величава и неподвижна. Солнечный сокол Гор своими крыльями осеняет голову божественного владыки. Могучий фараон бесстрастно взирает на мир, ничто не может поколебать его власти, все прах у его ног. И все-таки это реальный человек, художник создал портрет, по которому мы можем судить о властном и непреклонном характере строителя второй великой пирамиды.

Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа, его супруги Нофрет, вельможи Ранорефа. Лаконичными, даже скупыми чертами передано ощущение ясности, спокойствия, умиротворения на пороге вечности[3].

Даже в рамках канона мастера древности стремились показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир, мир мыслей и чувств. Так, в портретной статуе царского писца Каи перед нами предстает образ хитрого, умного и осторожного слуги, готового немедленно выполнить волю господина. Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром, горным хрусталем,— настороже, раболепно, жадно ловящие слово или жест царя, рука занесена в готовности над свитком папируса.

Другой тип предстает перед нами в статуе царского сына Каапера. Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собственного достоинства. В научный оборот эта статуя вошла под названием «сельский староста». Так назвали ее рабочие-арабы на раскопках, настолько реален и узнаваем был образ человека, жившего 5 тысячелетий назад. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен в жизнь.

Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. И здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями: охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Также последовательно пояс за поясом располагались древние иероглифические тексты, врезанные в камень. Сама письменность служила своеобразным орнаментом, украшавшим поверхность стен. Перед нами последовательно проходят сцены сражений, охот, пиров и увеселений царей и знати. Мы видим и труд простых людей: земледельцев, скотоводов, рыбаков, кузнецов и мореходов. В настенных изображениях действуют те же каноны, выработанные еще в плите Нармера. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных, ракурс фигур воссоздает иллюзию объема.

В то же время в изображении простых людей допускалось вольное обращение с предписанными правилами. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» — многочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара,— представляющие совершенно свободные, раскованные позы и жесты людей из народа, отличающиеся яркой выразительностью, эмоциональностью, движением.

Многочисленные войны, восстания рабов, внутреннее перенапряжение и ослабление государства привели к кризису и гибели Древнего царства. В XXIII в. до н. э. Египет вновь распался на независимые области.


Искусство Среднего царства

Общая характеристика искусства

Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.

С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки возобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и храмовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако сконцентрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпальницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XIIдинастии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.

Тем не менее, в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аменемхета IIIв Хавара (XIXв. до н. э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных монолитов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета IIIиз желтого кварцита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.

Скульптура

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ живого бога.

Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за власть.

В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии — Сенусерта IIIи его сына Аменемхета III(XIX в. до н. э.). Голова Сенусерта IIIизваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах — все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана мускулатура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека — волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя.

В портретной статуе его наследника Аменемхета IIIиз черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета IIIдает представление о его энергичном, властном и суровом характере.