Новые веяния коснулись также рельефных изображений и настенной живописи. Их сюжеты становятся более разнообразными, сцены — более динамичными, позы людей свободными и раскованными. Фигуры уже не располагаются строго по фризам. Они естественно включены в композиции на фоне природы или в бытовых условиях. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Художники наряду с яркими одноцветными тонами начинают использовать различные смеси красителей, полутона, что придает росписи более изысканный характер. В целом в эпоху Среднего царства искусство Египта, используя наследие прошлого, сделало новый шаг вперед в своем развитии в сторону реализма и человечности.
Однако период подъема опять сменяется кризисами и потрясениями. Вновь ослабевает центральная власть. Этим воспользовались азиатские кочевые племена гиксосов около 1700 г. до н. э., захватившие Египет.
Борьбу за независимость и объединение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н. э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIIIдинастии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновленная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе IIIдостигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли правителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу — г. Фивы — великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив — Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое — культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказывается и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.
Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и утонченности.
Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIIIдинастии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфинксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колоннадой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные статуи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифическими текстами.
В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVIв. до н. э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н. э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прославляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стремились не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.
Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные сооружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа IIIдо нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.
Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщины-фараона Хатшепсут (XV в. до н. э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимающихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и, как бы постепенно вырастая,поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украшало более 200 статуй женщины-царя.
Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.
Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.
В том же ключе шло развитие и настенных изображений. В 79 храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты древности. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тут-моса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи. В развевающихся полупрозрачных одеждах кружатся прекрасные женщины. Ткань не скрывает, а лишь подчеркивает фацию и воздушность прекрасных флейтисток и танцовщиц.
Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Предметы туалета, керамика, ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изысканным вкусом.
Амарнский период (начало XIV в. до н. э.). Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского периода. Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта. Непомерное обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Стремясь обуздать своеволие жречества и вельмож, фараон Аменхотеп IV проводит радикальную религиозную реформу, которая должна была укрепить прежде всего политическую власть царя[4].
Фараон-реформатор объявил ложными всех старых богов, их храмы были закрыты, а имущество пополнило государственную казну. Новым единым божеством вместо символа солнца Амона-Ра стало само солнце под именем бога Атона. Фараон изменил свое тронное имя и стал величаться Эхнатоном (Дух Атона). Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом-солнцем. Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и даже в священные гимны вводится современный разговорный язык. Опасаясь происков фиванских жрецов, фараон переносит свою столицу в Средний Египет. Там он строит город Ахетатон (Небосклон Атона). Сегодня это место носит имя Тель-эль-Амарна. Отсюда название — Амарнский период.
Отказ от старого пантеона богов предопределил пересмотр традиционных канонов архитектуры и изобразительного искусства. Вместо таинственных колонных залов сооружаются открытые, залитые солнечным светом просторные дворы с жертвенниками солнцу. Однако храмы Ахетатона, построенные из кирпича-сырца, оказались недолговечными и не сохранились до наших дней.
Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трактовкой изображения человека. Разрыв с многовековой традицией идеализированного, богоподобного изображения царя обусловил поиск и новых форм, отличающихся от предписанного старой религией канона. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, развитие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.