В этом плане характерны портретные изображения самого Эхнатона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, властности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверенностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже карикатуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркивались наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.
Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые, и даже интимные сюжеты. Фараон изображается в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей.
Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изысканностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.
Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформатора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахетатон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.
Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанхамона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграбленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкрустациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Восхищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найдены сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.
В 14—11 вв. до н. э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвердить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гигантский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения — продемонстрировать могущество и силу власти. Фасад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-метровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прославляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса И.
Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рамзес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титанические памятники Древнего царства.
В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные территории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строительство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пластики и живописи, произведения искусства все более стандартизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.
В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.
Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. X в. до н. э.), или саисских фараонов (VII в. до н. э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастерство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.
Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий.
Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политических идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозно-этиологического объяснения возникавших перед человеком вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д.
Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при исполнении церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе. В мифах делается попытка объяснить круговорот природных циклов рассказом о смерти бога Озириса от рук его злого брата, бога Сета. Смерть Озириса и его воскресение с помощью жены, богини Изиды и сына бога Гора являются причиной угасания и возрождения природы. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра.
К официальной литературе относятся гимны в честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, «защищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны».
Вместе с тем надо отметить, что наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказ Амарнский период, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде» и др.
К области светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий. Военные походы и развитие торговых связей открывали новые страны перед неподвижным миром древней культуры. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реалистичны «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего путевые впечатления и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление фараона.
Музыка. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н. э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.
Наконец в 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность. В период правления македонской династии Птолемеев в культурном развитии страны наступает так называемая эпоха эллинизма, когда древнее наследие прошлого сливается с мощной волной влияния античности.
1. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.
3. История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.
4. История Древнего Востока/Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.
5. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.
6. Керам К. Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.
7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.
[1] История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.-С.87
[2] История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.-С.54
[3] Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.-С.59
[4] Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.-С.97