ВВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Общая характеристика искусства
Додинастический период
ИСКУССТВО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Архитектура
Скульптура9
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
Общая характеристика искусства
Скульптура
ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА
Архитектура
Скульптура
Позднее время
Литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделала великая цивилизация Древнего Египта. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.
Фундаментальные изменения произошли и в художественной культуре. Изобразительное искусство, архитектура, литературное творчество выделяются из материально-трудовой деятельности, ремесла и приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства и незыблемости его основ. Эти тенденции закрепляются в возникновении строгих законов и традиций, утверждении канонов и художественных стилей, сохраняющихся на протяжении тысячелетий. В то же время это искусство не порывает с народной традицией, связано корнями с архаическим и мифологическим наследием прошлого.
Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причины, определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов[1].
Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.
Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:
- Додинастический период (IVтысячелетие до н. э.)
- Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.)
- Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.)
- Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.)
- Позднее время (XI—332 г. до н. э.)
В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила, и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела — статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов.
Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический период Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов формирования художественного стиля[2].
В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Северного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побежденного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.
Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность.
Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой — фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.
В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Недалеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.
Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.