Подобная религиозная система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.
УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ
Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 — 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын — сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство — та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.
Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем тезис о праве народа выступать против недобродетельного правителя. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.
РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ
Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.
Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.
ДАОСИЗМ
Вторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма — «Дао де цзин» — приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.
Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы — принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.
Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.
Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину централизованного государства. Основной постулат доктрины — культ централизованной власти, вернее, административных распоряжений этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократическую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.
ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА
Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.
Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем — с VII в. — столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.
Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII—V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.
КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС
Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее название китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою философию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Развивалось это движение под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань.
ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА
Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.
Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.
Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.
Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ренессанса Ду Фу (712—770) — человеческие страдания и переживания. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова.
ХАНЬ ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.