Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.
Эпоха Тан — один из блестящих периодов расцвета китайского искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
СКУЛЬПТУРА
Китайская скульптура была тесно связана с религиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпохи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещерных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
В пещерах сохранилась настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.
Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.
В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.
Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.
В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.
Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение набора подвижных глиняных литер, которые можно было переставлять. Большие затруднения пришлось преодолеть в связи с развитием иероглифической письменности. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значительно затрудняло изготовление типографских матриц. Но упорные китайцы все же пошли на изготовление тысяч отдельных переставляемых иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе. Работа наборщика с таким огромным количеством знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским рецептам началось в Корее. Книги распространялись по всем крупным городам Китая, расширялся круг читающих, появились частные собрания книг и библиотеки.
ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ
В 1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес столицу Китая из Интяна в Пекин, который еще при монголах был правительственной резиденцией. Во время правления династии Мин Пекин был значительно расширен. Его строгая планировка сохранилась и доныне, улицы были ориентированы по компасу — с севера на юг и с востока на запад — и пересекались взаимно перпендикулярно. В центре находился «Запретный город», обнесенный красной стеной, — резиденция императора. Другой достопримечательностью Пекина был мраморный зал для жертвоприношений в «Храме Неба». Здесь император как Сын Неба приносил жертву, дабы способствовать зимнему повороту солнца на весну и лето. Считалось, что без такой жертвы поворот солнца на лето может затянуться.
ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ
Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.
О времени правления династии Мин с ее благоволением к трудам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят философы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили художественные ремесла и искусство.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
К художественным промыслам Китая того времени следует отнести резьбу по камню (преимущественно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакированной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изделия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но такого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.