Во время праздника Дуаньу в местах, где нет рек и озёр, тоже бывают гонки на драконовых лодках. Только они сделаны из бамбука, дерева, бумаги, шёлка и украшены атласной чешуей.
Праздник Луны - это традиционный китайский национальный праздник. Он отмечается в день первого полнолуния осени по национальному лунному календарю. Этот праздник продолжают отмечать до сих пор. Праздник проводят в кругу семьи. Лунный календарь высчитывают каждый год, начало года всегда перемещается и не совпадает с европейским календарем.
В старом Китае женщины из аристократических семей всегда жили не покидая дома и выезжая только для молений. После замужества женщины даже почти не навещали своих родителей.
Праздник Луны тесно связан с природой, с красивыми легендами. Праздник Луны приходится на 15 августа по лунному календарю. По древнему китайскому времяисчислению, август считается серединой осени, по-китайски "Чжунцю", а 15 августа находится на середине этой середины. В этот день луна бывает особенно круглой и яркой. Глядя на неё, люди невольно вспоминают родной край и близких людей. Ли Бо, великий поэт династии Тан, написал: "Голову вверх подняв, я взор к луне обращаю, А опустив её, о родине вспоминаю". Поэтому праздник Луны называют также днём встречи всей семьи.
В древности в народе были такие обычаи, как жертвоприношение Луне, поклонение ей и любование её красотой. После поклонения Луне люди пробовали круглые лепёшки, пили ароматное вино, декламировали стихи, желали друг другу счастья.
Существует народные легенды о происхождении этого праздника.
Давным-давно красавица Чан Э, жена героя И, ошибочно приняла лекарства, тело стало лёгким, отделилось от земли и устремилось вверх, на Луну. С тех пор Чан Э живёт в лунном дворце, страдает от одиночества и тоски по мужу. Герой И скучал по жене и часто ставил на стол любимые женой лепешки в качестве жертвоприношения. Ведь день вознесения Чан Э на Луну как раз приходится на 15 августа по лунному календарю. Постепенно это стало одной из традиций в Китае.
В эпоху династии Тан люди стали относится к Чан Э с большим участием и считали её хозяйкой лунного дворца, красивой, мягкой, тихой, как прекрасная Луна.
Ещё до династий Цинь и Хань, в народе появился обряд жертвоприношения Луне. В этот день императором необходимо было идти в храм Луны и там совершить обряд жертвоприношения. В эпоху династии Мин и Цинн в Пекине соорудили Храм Луны специально для совершения этого дворцового обряда.
В тот день простые люди ставили на стол много вкусных лепешек, фруктов, овощей и свежих цветов. Все члены семьи должны возвратиться домой. Они всей семьёй пробовали вкусные лепешки и любовались красотой луны.
В праздник Луны дарятся лунные лепешки друг другу.
В древности лунные лепешки были жертвоприношением для Богини Луны, являются специальными сладкими пирожными. В летописях рассказывается, что в эпоху династии Тан появились лунные лепешки, и в эпоху династии Сунн широко распространились по всей стране.
День основания Китайской народной республики отмечается 30 сентября. Для двадцати тысяч китайцев, которые живут в Иркутской области, это главный национальный праздник. А пять лет назад в этот день открылось иркутско-китайское общество.
54 года назад в результате восстания к власти в Китае пришел Мао Цзедун. Он создал коммунистическую китайскую республику. День ее основания для китайцев - главный праздник. В Иркутской области китайцев официально живет двадцать тысяч. Вдали от родины граждане соседней страны не забывают отмечать национальное торжество - главным образом, в национальных ресторанах.
Официальной датой основания Республики Китай считается 1 января 1912 года. (С этого момента начинается официальное летоисчисление в Республике Китай. Сейчас здесь только 88 год.) Сунь Ят-сен умер в 1925 году в Китае, где начало развиваться коммунистическое движение во главе с Мао Дзе-дуном, получившее широкое распространение. Общество раскололось. На политическую сцену выходит Чан Кай-ши, с которым Мао не пожелал делить ни власть, ни территорию. Чан Кай-ши родился в 1987 в купеческой семье и получил военное образование в Японии. В молодости участвовал в революционных волнениях в Шанхае, затем примкнул к возглавляемой Сунь Ят-сеном партии Гоминдан (националистов) в качестве военного чиновника. В 1924 году провел несколько месяцев в России, изучая принципы построения Красной Армии. После смерти Сунь Ят-сена подчинил себе националистическую армию и путем военного переворота захватил лидерство в Гоминдане, после чего повел борьбу с коммунистами. Эта борьба вылилась в гражданскую войну, которая не прекращалась до 1935 года. К этому времени северный Китай был оккупирован японской армией. Во время Китайско-Японской войны 1937-1945 гг. Чан Кай-ши упрочил свои позиции и стал единоличным лидером Гоминдана. Поражение Японии во Второй Мировой войне привело к новой гражданской войне националистов с коммунистами. Чан Кай-ши был избран Президентом Республики Китай в 1948 году, но потерпев поражение в гражданской войне, был вынужден сложить с себя президентские полномочия в 1949 г. и эвакуировать свое правительство на Тайвань. В 1950 г. он вновь объявил себя президентом Республики Китай (на Тайване).
Секрет государственного благополучия заключается, наверное, все-таки в соблюдении последовательности действий сменяющих друг друга правителей. Несмотря на то, что методы их правления с годами меняются, цель их деятельности, идеалы и мотивы борьбы остаются прежними: сохранение, укрепление и расцвет своего национального государства. В течение 40 лет правительство Чан-Кай-ши утверждало, что настанет день, и они вернутся с победой на родину. Все эти годы на Тайване существовал военный режим со своими законами, которые окончательно были отменены лишь в конце 80-х годов, и правящая партия Гоминдан признала, что ее суверенитет распространяется только на Тайвань и близлежащие острова. В настоящее время эта партия занимается в основном развитием демократии, экономикой острова и говорит о том, что ее члены все еще надеются на объединение с Китаем, но только в том случае, если он станет тоже демократическим государством.
Главный смысл политического учения Чан-Кай-ши начертан на стене позади 16-метровой бронзовой статуи Президента в его мемориале: "Этика. Демократия. Наука". И там же, на боковых стенах можно прочесть: "Цель жизни - улучшение всеобщих жизненных условий для человечества, смысл жизни - сотворение новой жизни, с помощью которой сохраняется Вселенная". И, поверьте, чувства после посещения мемориала - самые светлые, весь цинизм остается за его порогом. Здесь все напоминает о Вечности: зал занимает территорию в 250 тысяч кв. м. Главные ворота с юга называются "Воротами великого централизма и совершенной справедливости" - тридцатиметровой высоты. По бокам холла - еще двое ворот: "Ворота великой лояльности" - на север и "Ворота великого пиетета" - на юг. Бронзовые навесные двери весом 75 тонн открываются каждый день в 9 утра и в 5 вечера закрываются. В зале с бронзовой статуей - почетный караул, ежечасно сменяющий друг друга в четком ритуале. Венчает мемориал крутая, в виде насыпи, крыша пагоды, покрытая голубой глазурью, а белые мраморные стены подчеркивают контраст с красными цветочными клумбами перед зданием.
Вызывает уважение и то, как используется этот комплекс в самом центре огромного грохочущего города. На первом этаже - две тысячи кв. м. выставочных площадей с памятными стендами, кинозалом, двумя художественными галереями, библиотекой, аудио-видео-центром и воспроизведенным оригиналом кабинета Чан-Кай-ши с восковой статуей Президента за своим рабочим столом, улыбающейся каждому входящему. (Чан-Кай-ши улыбается и с каждой самой крупной купюры на Тайване - в 1000 новых тайваньских долларов). Все смотреть и всем пользоваться можно бесплатно. Подход к мемориалу на протяжении 1,2 км украшают клумбы в виде орнамента с красными цветами. Уютные дорожки, пруды с золотыми карпами, спортивные площадки, "дорожки здоровья" и "каменные садики" составляют парк, украшение которого отвечает китайской аскетической заповеди: "небо и человек образуют единство". На площади, в парке, в мемориале всегда многолюдно. Особенно в праздники. Здесь - все. И чинно прогуливающиеся ухоженные старики с такими мягкими выражениями лиц, и дети, запускающие змеев, и юные влюбленные - сама стройность и красота! - скользящие на роликах, взявшись за руки...
Самые бурные годы истории Тайваня - совсем в недалеком прошлом. Его стараются помнить, можно даже сказать, "помнить изо всех сил", хотя многое в нем до сих пор остается загадочным, а бурное "технократическое" развитие все больше теснит и старые городские кварталы, и меланхолию по поводу их утраты. В том самом 1949-м правительство Чан-Кай-ши позволило своим солдатам бесплатно селиться где угодно на острове, строить дома, разводить хозяйство. Эти поселения получили название военных деревень. Одна из самых известных - 44-я Южная деревня - была построена как временная база, и ее жители - рабочие ближайшего военного завода, бывшие солдаты, ожидали дня, когда они смогут вернуться обратно в Китай, в свои дома на его востоке, победив коммунистов. Но так и остались здесь. Один из них - 85-летний Као-Чин-лин женился на тайваньке и вырастил шестерых детей. Недавно он переехал из деревни, которая стала проблемой для городских властей - оказалась в пределах города, да еще в одном из наиболее дорогих его районов, вблизи Тайпейского центра мировой торговли. Но не все, как Као, захотели покидать место, где прошла жизнь. Один из старожилов (его фото было помещено в газете) держал под подушкой два китайских ножа на случай, если придут выселять силой. Многие жители деревни, а также общественные движения просили правительство города, чтобы это место объявили музеем. Один из его активистов сказал, что "если это селение снесут, то разрушат часть Тайваньской истории"... В начале мая этого года последние жители 44-й Южной деревни все-таки покинули свои дома - деревню начали сносить. Городские власти решили передать большую часть ее территории соседней школе, под стадион, которая в свою очередь опасается, что из-за дороговизны земли различные финансовые структуры "могут протянуть к ней руки". Пока же оставшуюся часть решено сохранить на школьной территории, что не нравится родителям школьников. Они за то, чтобы снести все. Старики же думают, что эта часть деревни с ее бомбоубежищами, подвалами и прочими атрибутами будет хорошим уроком патриотизма для молодежи. Со слезами на глазах смотрели они, как рушат их старые дома и говорили: "Молодежь быстро свыкнется с новым жилищем, а нам путь один - в могилу".