Введение. 2
1. Праздник Весны.. 4
1.1 Составляющие праздника Весны.. 4
1.2 Праздник "Лаба". 5
1.3 Праздник "Цзицзао". 5
1.4 День праздника Весны.. 6
1.5 Культура Китая и место праздников в ней. 6
2. Праздник Фонарей (Юаньсяо) 9
2.1 Традиции празднования праздника Фонарей. 9
2.2 Праздник "Дуаньу". 9
2.3 Пища "Цзунцзы". 10
2.4 Гонки на "драконовых лодках". 10
2.5 Праздник Луны (Цзунцю) 14
2.5.1 Легенда происхождения праздника Луны.. 14
2.5.2 Жертвоприношение Луне и любование Луной. 15
2.6 День основания республики. 15
3. Новый год в Китае. 23
3.1 Праздник "Цуси". 23
3.2 Подготовка к празднованию Нового года в Китае. 24
3.3 Традиции празднования Нового года. 26
Заключение. 29
Список литературы.. 31
У каждого времени года в Китае свои праздники. Но особой любовью в народе пользуются следующие четыре традиционных народных праздника: праздник Весны, праздник Юаньсяо, праздник Дуаньу и праздник Чжунцю. Именно они являются воплощениями традиционной китайской культуры.
В настоящее время в Китае параллельно существует два летоисчисления. Одно из них основывается на солнечном календаре, а другое – на лунном. И связано это с традиционным распорядком сельскохозяйственных работ. Народные традиционные праздники связываются с лунным календарём.
В Китае почти каждый праздник связывается с присущим только ему кулинарными традициями и образами празднования. У каждого праздника своя особая пища.
Китайцы, в том числе и соотечественники, проживающие на Тайване, Сянгане и Аомыне, китайские эмигранты в разных странах мира, очень любят эти традиционно китайские народные праздники.
Самым большим народным праздником в Китае считается праздник Весны.
Национальные праздники на Тайване - это исполнение священных ритуалов. Их любят, их ждут, к ним загодя тщательно все готовятся. В магазинах появляются красочно оформленные подарочные наборы: в разных вариациях сушеные грибы и морепродукты, чай, кофе и алкоголь. Торжества берут свое начало в древности, когда китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за совместное пиршество. Многие из этих "пиршественных дней" и были объявлены государственными праздниками. Среди них: Китайский Новый год, Праздник фонарей, Гонки "Драконовых лодок", Праздник Середины осени, День рождения Конфуция, исключительно тайваньский Праздник двух десяток. Дело в том, что десятого октября 1911 года доктор Сунь Ят-сен и его последователи подняли в городе Учане восстание, направленное на свержение династии Цин и установление первой демократической республики в Азии -- Китайской Республики. Ныне в десятый день десятого месяца каждого года отмечается годовщина Учанского восстания. Проходят красочные шествия-парады, демонстрация фейерверков. Практически все здания, городские площади и улицы бывают разукрашены по этому случаю. Как правило, тысячи зарубежных китайцев возвращаются в эти дни на Тайвань, чтобы засвидетельствовать свое почтение Китайской республике.
Помимо названных отмечается также годовщина основания Китайской Республики (1 января), памятный день Примирения (28 февраля), день Молодежи (29 марта), день Поминовения усопших (4-5 апреля), день рождения Чан Кай-ши (31 октября), день рождения доктора Сунь Ят-сена (12 ноября), день Конституции (25 декабря). Из негосударственных праздников не забывают католическое Рождество, календарный Новый год, различные Дни матери, отца, детей, а в учреждениях раз в месяц и дни рождения сотрудников (притом не сам сотрудник тащит испеченный дома пирог или торт, а учреждение устраивает всем весьма щедрый обед в перерыв, именниникам дарятся конверты с чеками на покупку определенного количества книг, они здесь очень дорогие).
Цель работы рассмотреть китайские национальные праздники. Задачи работы рассмотреть:
1. Праздник Весны
2. Праздник Фонарей (Юаньсяо)
3. Новый год в Китае
Первый день года по лунному календарю принято называть праздником Весны. Обычно он приходится на конец января или начало февраля по солнечному календарю. Он существует уже три тысячи лет.
Отмечать праздник Весны по-китайски – значит "провожать год". Слово "год" в древности означало пожелание хорошего урожая в следующем году. На протяжении многих тысяч лет люди, в поте лица трудившиеся изо дня в день, во время проводов старого и встречи нового года с большой радостью и благоговением подносили плоды земледельческого труда и охотничью добычу в виде жертвоприношений духам и предкам. Тем самым выражали свою благодарность природе и просили её быть милостивой и щедрой в новом году.
Праздник весны является продолжительным и торжественным. С первых дней декабря люди уже начинали готовиться к этому весёлому празднику.
Праздник Весны заключает в себе четыре важных дня: праздник "Лаба" (8 декабря по лунному календарю), праздник "Цзицзао" - проводы на небо Духа очага (23 декабря по лунному календарю), праздник "Цуси" (30 декабря по лунному календарю) и День праздника Весны (первое января по лунному календарю). [1]
Лаба" - это название одной каши.
С давних времён в декабре по лунному календарю люди устраивали жертвоприношение предкам. Потом постепенно этот обычай слился с буддийским праздником. Говорят, что именно в тот день к Шакья-Муни пришло просветление. А перед тем, как стать богом, он отведал риса с сухими фруктами, сваренного ему пастушкой. С тех пор в тот день в храмах необходимо совершать моление и приносить Будде это лакомство, именуемое "Лаба". Потом оно стало любимой едой простых людей, а буддийский праздник превратился в народный праздник "Лаба". Издавна в тот день во всех дворах и храмах варили кушанье из пшена, простого и клейкого риса, чумизы, каштанов, фиников и красных бобов, а потом ещё добавляют сушёные фрукты, чищеные орехи, арахис, миндаль, изюм и сахар. Каша "Лаба" считается необходимым дополнением к пожеланиям счастья, долголетия и радости.
До сих пор её варят в праздник во многих домах. Отведать горячую, сладкую кашу "Лаба" в морозные дни не только вкусно, но и полезно.
Праздник "Лаба" служит как бы прологом весёлых праздничных дней.
23 декабря по лунному календарю считался Маленьким годом. Раньше это был день проводов на небо Духа домашнего очага и именовался праздником "Цзицзао". "Цзицзао" по-китайски значит жертвоприношение Духу очага.
Дух очага, по преданию, обладал огромной волшебной силой. Именно в этот день его проводов на небо, каждая семья просит его доложить небесному владыке обо всём хорошем, что было в доме, и дать счастье в новом году.
Обряд жертвоприношения такой: домашняя хозяйка зажигала курительные свечи в честь Духа очага, преподносила ему сладости и фрукты, а потом кропила водой бумажную лошадь и солому в знак того, что уже приготовили в дорогу. После этого старый образ Духа очага снимала со стены и сжигала его вместе с бумажной "лошадью" и соломой. Только в канун Нового года на том же месте наклеивали на стене новый образ. Это называлось "Встречей Духа очага". Теперь люди больше не совершают такого обряда. Навсегда покончено с суеверием. [2]
Новогодним утром, по традиции, днём наступившего Нового года все члены семьи, прежде всего, должны поклониться портретам предков, висящих на стенах дома. Старшие после поклонов имели право сесть под портретом и принимать поздравления и пожелания от молодых.
Многие семьи кушают пельмени, и после завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы "Сухопутных лодок", представления на ходулях.
Праздник Весны начинается с декабря по лунному календарю и продолжается вплоть до праздника фонарей (Юаньсяо).
Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфи-лософский этап развития культуры. В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов до возникновения философских систем Конфуция, Лас-цзы и других мыслителей.
Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э., когда появляется учение Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций. Основные его идеи изложены в книге «Лунь юй». Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. Для Конфуция «жэнь» — это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное купьтурой. «Жэнь» раскрывается через категории «сяо» — цивилизованное, почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, собственной стране. Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории «жэнь».
Согласно концепции другого выдающегося китайского философа Лао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь — начало созерцательности, самоуглубления для дости жения сути первосущего, столь характерное для большийства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна.[3]