Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.
Как мы знаем, фольклористика собирает и исследует заговоры различной тематики. Заговоры подразделяются на следующие виды: на лечебные, любовно-брачные, "бытовые", "воинские", а также на различные социально-направленные.
Из этого большого фактического материала, записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". [30] Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала"[31] или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела". [32] А также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия (имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь ". [33]
Приведем пример заговора, где призывается к Алатырю – камню: "На море на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, сидит красная девица, живая мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, замывает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого – то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань". [34]
Среди многочисленных заговоров от болезней особое место занимают заговоры от лихорадок. Эти заговоры очень интересны и по структуре построения, и по содержанию, где встречаются различные образы. В данном случае вспоминаются герои Евангелия и Священного Писания. Помимо христианских персонажей в заговоре встречаются образы, навеянные самой природой.
Например: "Осина, осина, возьми мою трясину, ай мне леготу! "[35] или "Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Симений и Сихайло и зрит с святым Симинием в море …", "… И услыша Господь бы молитву в посла к ним Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: Матфея, Луку, Марка, Иоанна Богослова …"[36]; "На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием". [37] Кроме того, в данных заговорах встречаются упоминание о двенадцати Иродовых дочерях (дщерях).
Каждый из этих персонажей имеет свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода.
Сводная таблица имен и функции лихорадки
№ | Имёна. Функции | Имёна. Функции | Имёна. Функции | Имёна Функции |
Первая | Огния"коего человека поймаю, тот разговориться" | Женнохолла (Трясовица) "Трясу всякого человека" | Кашея | Вящепца |
Вторая | Ледиха"человек не может в печи согреться" | Перемежающая, дневная"мучаю ежедневно" | Овена | Бясица |
Третья | Желтая | Безумная"С ума сбредит, мозги ворочаю" | Каса | Преображница |
Четвертая | Глохня"тот человек может быть глух быти" | Переходная"перехожу у человека с место на место" | Орыста | Убийца |
Пятая | ------------- | Скорбная"человеку разные немощи делаю; подобна порчи" | Оледья | Елина |
Шестая | Юдея"человек не может насытиться" | Расслабея"расслабляю человека" | Ломея | Подобляющая |
Седьмая | Корчея"тот человек корчиться, не пьет, не ест" | Пухлая"ноги и все тело отекает и опухает" | Кашлея | Имарто |
Восьмая | Грудея"лежу на грудях и выхожу храпом внутрь" | Тайная"разные скорби творю; никто не может меня познати" | Горлея | Урия |
Девятая | Проклятая"лежу на сердца; человек лежит трудно" | Белая"Жар и огонь велик в человеке навожу" | Пухлея | Изъедущая |
Десятая | Ломеня"ломаю кости и спину" | Противна"ничего ненавижу, человеку во всем надоедаю" | Вертея | Негризущая |
Одиннадцатая | Глядея "человек старого поймаю, тот не может жив бытии". | Причудница " в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, через долгое время опять отрыгаюсь". | Желтица | Голяда |
Двенадцатая | Огнеястра"человека старого поймаю, тот не может жив быти" | Смертная"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает" | Горница | Налукия | Причудница"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь" | Желтица | Голяда |
Заговор от лихорадки. [38] | Заговор от всякой лихорадки. [39] | Заговор от лихорадки. [40] | Заговор от Трясовицы. [41] |
Проводя сопоставительный анализ, замечаешь, что имена лихорадок разные. Название каждой из них определяет функцию её деятельности. Заметим, что последняя (двенадцатая) лихорадка чаще всего связана со смертью человека.
В заговорах от зубной боли, как разновидности лечебных заговоров, тоже просят помощи от сил природы, кроме этого встречаются герои из библейских сюжетов. Например, в заговоре просят помощь у крапивы: "Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имя), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи, а ежели на выведешь, то я тебя высушу; а если выведешь, то я тебя в третий день отпущу". [42] Например, "как камень сей крепок, так заканемей зубы мои крепче камня". [43]
В подобных заговорах можно встретить призывы о помощи к другим силам природы (животным, планетам, природным явлениям и т.д.). Например, "Заря зарница, красная девица, полунощница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты зарница мои зубы скорбны, своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг – Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть, мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! ". [44] Или же "Месяц, ты месяц, серебряны рожки, златы твои ножки. Сойди ты месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твои сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три, все твои, возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь". [45]
Среди данных заговоров наблюдается совмещение художественных образов: евангелистские герои, образы языческой (славянской) мифологии и призвание к природе.
Например: "Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не ломать ли у него кости? … Чудо водяной, возьми зуб ломовой у раба (такого то). Болят зубы у
кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы… ". [46]
Также существуют заговоры, где встречается уже упоминаемый остров Буян, но есть один вариант заговора, где этот образ предстает в совершенно ином виде. Заговор: "Яост есть остров, яост полон людей, вень при своей простоте, и хвалится Архан на Русь побывать и Русь … и молюся я…". [47]
Конечно, заговорных текстов существует великое множество, но исследуем только некоторые из них. Самобытные образы предстают в заговоре от недугов красной девицы в болезни полюбовного молодца. Традиционно в этом заговоре рассказывается о красной девице, которая совершает разнообразные действия в защиту молодца, но ко всему этому добавляются предметы помощники.
Вот данный заговор: "Ложилась спать я, раба Божия (имя), в темную вечернюю зарю, темным – темно; вставала я (такая – то) в красную утреннюю зарю, светлым – светло; умывалась свежей водой; утиралась белым платком. Пошла из дверей до двери, из ворот в ворота, и шла путем дорогой, сухим сухопутным к Океан – морю, на свят остров; от Океан – моря узрела и усмотрела, глядючи на восток красного солнышка в чисто поле; а во чистом поле узрела и усмотрела: стоит семибашенный дом, а в том семибашенном доме сиди красная девица, а сидит она на золотом стуле, сидит уговаривает недуги, на коленях держит серебряное блюдечко, а на блюдечки лежат булатные ножички".