Наши предки много путешествовали по бескрайним дорогам России. Поэтому существует большое количество заговоров на удачную и благополучную дорогу. Проанализируем один из вариантов подобных заговоров. Главным действующим лицом является чудодейственная трава – одолень-трава, способная защитить путников от действия злых, потусторонних сил и людей. Например: "Одолень – трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы самокрутки. Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень – трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Иду я с тобой, одолень-трава, к Окиан-морю, к реке Иордану, а в Окиан-море, в реке Иордане лежит бел-горюч камень Алатырь. Как он крепко лежит предо мной, так бы у злыхлюдей язык не поворотился, рику не подымались, алежать бы им крепко, как лежит бел-горюч камень Алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке". [48]
С древнейших времен наша страна защищала свои рубежи, поэтому со времен Рюрика шли бесконечные воины. Поэтому бытуют множество воинских заговорных текстов, призывающих защитить какого-либо человека или целую страну от нападения врага. В подобных заговорах встречаются различные образы, но самые занимательные – это упоминание об огненном змее, княжеской лебеди, ведьме Киевской, о старшем вороне.
Вот образец этого заговора: "Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный, а под змеем огненном лежим семипудовый ключ от кнажества терема Валодимирова, а во княжем тереме Валодимира вам сокрыта сбруя богатырская, богатырей Новогородских, соратников молодеческих. По Волге широкой, по крутым берегам, плывет лебедь, княжая со двора княжева. Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю. . Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому, заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимера. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей ногам дотащить ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимерова. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей мочи расклевывать змея огненного, не моим ногам дотащить ключ семипудовой. Есть на море на Океане, на острове Буяне ворон, всем воронам старший брат; он долетит до моря до Хвалынского, заклюёт змея огненного, прятающий ключ семипудовый; а посажен злой ведьмой Киевской. Во лесу стоячем, во сыром бору стоит избушка, ни шитая, крытая, а в избушке живет злая ведьма Киевская…Чур слову конец, моему делу венец! "". [49]
Также существует заговор ратного человека, идущего на войну, где главным действующим лицом является былинки разных цветов. Пример такого заговора: "Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима – невидима. Срываю три былинки: белая, черная, красная. Красную былинку метать буду за Океан – море, на остров Буян, под меч-кладенец; черную былину покачу под черного ворона, того ворона, чтосвил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с каленой стрелой, с дедовской, с татарской. Красная былинка притащит мне меч - кладенец, черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каменной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обратаю коня ярого, с тем колчаном со каленой стрелой разобью врага супостата… ". [50]
Можно еще вспомнить любовно – брачные заговоры, которые поражают разнообразием персонажей. Это и тридцать три тоски на доске, которые лежат в бане; и семьдесят птиц, сидящих на дереве; и Сатана Сатанович; образ дороги с выбором пути; и тоскующее дерево, и семьдесят ветров – вихров; и образ печки под восточной стороной. В данном исследовании приведём только один, но очень интересный пример заговорного текста:
" На море на Окияне, на острове на Буяне, лежит доска, на той доске лежит тоска. Бьется тоска, убивается тоска, с доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегал сатанина, кричит: павушка романея, беги поскорее, дуй рабе такой-то в губы и в зубы, в её кости и пакости, в её тело белое, в её сердце ретивое, в её печень черную, чтобы раба такая-то тосковала всякой час, всякую минуту, по полудням, по полуночам, ела бы не заела, пила бы не запила, спала не заспала, а все тосковала, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени. Замыкаю свой заговор семьюдятью семью замками, семьюдесятью цепями, бросаю ключи в Окиан-море, под бел-горюч камень Алатырь. Кто мудренее меня взыщется, кто перетаскает из моря весь песок, тот отгонит тоску". [51]
Образами являются в защитных заговорах (от негативного воздействия нечистой силы) Бог, Иисус Христос, Богородица, Святые, Животворящий Крест, Ангелы и Архангелы, а также вызываются на помощь все Небесные Силы. Причем в этом "ряду упоминаний" первый указывается, как правило, сам Бог.
Естественно, мы не назвали и одну четверть заговорных текстов, которые существуют, но мы постарались отразить самые необычные, яркие, самобытные образы. Но, изучив большой фактический материал, проанализировав ряд образов, можно создать следующие виды классификаций. Следовательно, придти к следующим выводам. Все образы делятся на две большие группы: "персонажные" и "бесперсонажные". При этом хочется отметить, что каждую группу можно дифференцировать на множество подгрупп.
Первая группа ("персонажная") подразделяется:
А) персонажи из библейских, евангельских сюжетов
Б) персонажи, из языческой (славянской) мифологии.
2. Вторая группа ("бесперсонажная") состоит из:
А)"предметных" образов (печка, камень, доска, предметы быта)
Б)"природных" образов (образы зари, месяца, различных животных, растений, описаний явлений природы. Это самая многочисленная группа по своему составу.
В) образов-эмоций (Кручина, печаль, тоска, тоскующее сердце).
В настоящей работе предлагается ещё один вид классификации художественных образов. Всё образы заговоров по их происхождению и содержанию можно подразделить на пять групп. В отдельную группу совмещается "природные" и "предметные" образы и называем их реально-бытовыми образами.
В другую группу войдут немало фантастических образов (морской царь, огненный змей, кощей бессмертный, ведьма, чёрт, домовой и т.д.). Третью группу составляют христианские образы (Христос, Божья Матерь, Апостолы, Архангелы и т.д.). В четвертую группу входят социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и прочие. Пятую группу данной классификации составляют антропоморфические образы (различные болезни человека, его душевные состояния).
Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. И в этой связи можно установить бинарную классификацию образов. Всё образы заговоров отчетливо делятся на две группы. Первая группа состоит из образов, избавляющие от бед, болезней, несчастий. Вторая группа включает в себя образы, причиняющие зло, вред и т.п.
Можно классифицировать персонажи в зависимости от исполняемых функций. Персонажи с большей или меньшей степенью условностью подразделяются на функциональные группы: универсальных помощников, защитников (целителей) и противников.
Сверхъестественные (универсальные) помощники - это персонажи, чьи
способности мобилизуются ради исполнения какого-либо желания (кроме противодействия агрессии) или помощи в некотором деле, занятии. Помощь может касаться сферы личных и общественных отношений, хозяйственной сферы, самого момента исполнения заговора (просьба в правильном исполнении требований и условий).
Защитники - персонажи, чьи способности мобилизуются для нейтрализации посторонней агрессии, магической или немагического воздействия (разделить эти виды воздействия, впрочем, весьма трудно), уже происходящего или только возможного. Защита может касаться сферы общественных отношений, хозяйственной, лечебной и других сфер.
Частный случай защитников - персонажи-целители. Не следует забывать, что не только возникновение большинства болезней приписывалось народом факторам почти исключительно сверхъестественным, но и сами болезни обычно персонифицировались, представлялись в виде некоторых демонических существ, нападающих на человека. Поэтому целитель, снимающий результаты вредоносной магии (порчу, сглаз и т.п.) или невольного, негативного воздействия (сглаз или защита от демонов, окружающих человека) оказывается защитником.
Существует небольшая группа функционально универсальных персонажей, способных выступать в большинстве функций помощи и защиты. Обычно это высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеона.
Противники - персонажи, от которых исходит агрессия: ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе и
ветры (будучи явлениями природы, они выступают в демонической функции присушивания любви в "черных" заговорах, но при этом снабжаются вполне христианскими именами), а также змеиные цари и царицы, вынуждаемые помогать от укусов своих подданных (они спасают от укусов своих подданных, то есть выступать в функции защитников).
Приведем классификацию художественных образов на основании выделенных функций персонажей-помощников и защитников.
Функции персонажей-помощников: болезни.
1. Мобилизация сил (магических) для исполнения какого-либо желания или помощи в некотором деле.