Согласно житию, Святой Николай был епископом города Миры в Малой Азии. Он был канонизирован за своё милосердие: являлся противником смертных казней. В заговоре этот образ выступает как защитник моряков, крестьян, детей и всего русского народа в целом. Помогает в пути; в охоте; улучшает улов рыбы; вызывает дождь и прекращает его; помогает пасти скотину (приговор при первом выгоне); закрепляет слова; закрепляет слова выговариванием. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней; оберегает людей от врагов вообще; людей от начальства; от любого оружия. Исцеляет людей от всех болезней: младенцев от грыжи; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); от кровотечений из ран; людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от 12 нечистых духов; помогает при родах; лечит рожу (болезнь); помогает людям при укусе змеи. Память Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских и чудотворца, (род. ок.280 г) отмечается несколько раз в году: 6 декабря (Никола Зимний) и 9 мая – перенесение его мощей (Никола Весенний [Теплый]).
Илья Пророк – замена на языческого Перуна. В заговорах часто встречаются варианты имени данного персонажа: Илия милостивый, Илья пророк, батюшка Илья. Он рассматривается как персонаж, связанный с дождём и громом. К нему обращаются, как при отсутствии дождей, так и переизбытке осадков. Святой Илья также помогает найти клад. Он выполняет защитные и лечебные функции. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и от нечистых духов (дьявола); опекает младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; защищает свадебный поезд от колдунов и прочих несчастий. Исцеляет людей от всевозможных болезней. Память пророка Илии Фезвитянина приходиться на 20 июля (2 августа).
Святитель Пантелеймон является Святым, к которому обращаются при любых физических недугах. Он считается в иерархии, как один из многих Святых, избавляющих от болезней. В некоторых текстах заговоров встречается известное имя: Иоанн Креститель. В текстах наблюдаются варианты этого имени: пророк Иоанн, Пророк Иоанн, Креститель Господень, Святый предтеча, Креститель Господень Иоанн, славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн, Иоанн Предтеча, Святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень, Иван Самокреститель, безглавый Иван. Помогает улучшать улов рыбы, является защитником людей и детей (младенцев) от колдунов, порчи, сглаза, болезней, людей от нечистых духов (дьявола). Исцелят от разнообразных заболеваний. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э) - 7 января. Усекновение его главы - 29 авг. (Иван постный).
Кроме названных святых, в структуре заговорного текста встречаются имена других Святых, менее "популярных", но имеющих определенное значение. Например, Святой Симон (варианты имен Зилот, Симеон Зилот). Форма ′Симеон Зилот′ представляет собой контаминацию имен Святого Симеона и Святого Симона Зилота. Он помогает улучшить урожай целебных трави защищает людей от двенадцати лихорадок-трясавиц. Память святого Апостола Симона Зилота приходиться на 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов). Или же призывается на помощь Иоанн Богослов. Наблюдаются и варианты этого имени: Иоанн Богослов, друг Христов, Иоанн друг, Иван Богослов, Иван-Богослов, друг Христов. Он является защитником людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и прочих неприятностей.
Исцеляет людей от зубной боли; людей от двенадцати лихорадок-трясавиц; помогает при родах; при укусе змеи; излечивает детей от родимчика (детская болезнь). Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова считается 8 мая.
Очень редко упоминание об Андрее Первозванном (только в заговорах от болезней скота). Он является небесным покровителем России.30 ноября в церквях проходят литургии в его честь.
При особо трудных случаях в заговоре перечисляются имена всех Святых, согласно иерархии по значимости, призываются на помощь всё Небесные Силы. Например, в заговоре от дьявола встречается: " Нет, тебе, дьявол, чести и участия, места и покою, здесь крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, Святой Петр, Святые Евангелисты, Иоанн, Лука, Марка, Матвей, Святой Архангел Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Угасил, Егудил, Варахаил. Силы небесные ликовствуют, здесь Святые Херуимы и Серафимы, Святый Михаил ныне по всей вселенной, по них же полки держит Святой Петр палицу держа, здесь Рождество Предтечи".
Наряду с именами святых в заговорах встречаются имена "нечистых сил": Дьявола и его помощников. Примечательно, что Сатана (Дьявол) в подобных заговорах мыслиться таким же авторитетом, что и Бог, способным отвести от человека всё беды и напасти. В конце заговора произноситься слово " Аминь" - традиционная форма концовки заговора. Причина такого смещения заключается в том, что знахарке, ведунье безразлично к кому именно обращаются за помощью.
Сатана (Дьявол) является олицетворением сил зла. Согласно Библии, Дьявол является ангелом, выступившим против Господа Бога и низвергнутым в темный подземный мир. Вероятно, в образе Дьявола соединились древнейшие представления о Боге-Владыке подземного мира. Дьявол является повелителем загробного царства, где мучаются души грешников. Он также вдохновитель и руководитель земной нечистой силы, колдунов и ведьм. Считается, что он вездесущ и может появиться в любом месте и в любое время. Заговоры подразделяются на две категории: одни тексты призывают Дьявола на помощь, другие – защищают от него.
Также упоминается о Нечистой силе. Это общее название для всех низших демонических существ и духов. Синонимами данного словосочетания является слова: злые духи, черти, дьяволы, бесы и т.д. Общим для всех является принадлежность к "отрицательному", " нечистому", "нездешнему", потустороннему миру и связанная с этим оппозиция "положительному", здешнему миру, их злокозненность по отношению к людям.
В настоящей работе под термином " миф" (от греч. mythos – "повествование") понимается "создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслится первобытным сознанием вполне реальным". [56] Предмет мифа обладает общезначимостью, он имеет касательство к фундаментальным началам бытия: природе как целому, жизни племен, народов, человечества, вселенной. Смысл мифа (выражаемая им концепция, идея) переживается теми, для кого он существует, как нечто истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Форма мифа является гибкой, податливой, свободно меняющейся и варьирующейся.
Одним из богатейших и единственных источников разнообразных мифических представлений является Слово. А в заговоре Слово имеет первостепенное значение. Следовательно, для восстановления мифологической основы заговорных образов необходимо обратиться к истории языка.
Начала человек примечал знакомые ему предметы, запоминал впечатления связанное с ним, а потом уже давал опоэтизированное название или обозначение. Вначале народ ещё удерживал сознание о тождестве созданных поэтических образов с явлениями природы, но впоследствии сознание всё более ослабевало. В конце концов, мифические представления отделялись от стихийных основ и воспринимались как нечто особое, независимо от них существующее.
Теперь довольно сложно восстановить праоснову того или иного слова, обозначающее явление или предмет. Но, зная, что художественный образ является отпечатком архаического сознания, то начинаешь рассматривать их по новым углом зрения.
Очень часто в заговоре упоминается остров Буян, находящийся далеко за морем. Ему придаются фантастические черты потустороннего мира. Данный остров является местом пребывания мифологических персонажей, а также Святых. Например: " Есть море Окиан, в том море Окиане есть белый камень Латырь, высота 60 сажень. На том камени Латыре стоит хрустальный трем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом…". [57]
Слово "Буян" производное от слово ′буй′ (буевой остров), является синонимом слова ′яр′. Глагол ′буять′ обозначает ′вырастать′, ′нежиться′. Прилагательное ′буйный′ используется в речевой практике при характеристике нивы, луга, леса. " Остров Буян" является поэтическим названием весеннего неба. На этом острове сосредоточенны все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров, бури.
В вышеприведенном фрагменте заговорного текста упоминается камень Латырь (или Алатырь). Это камень "всем камнем отец", пуп земли, наделенный сакральными и целебными свойствами. По известной легенде, он упал с неба, а на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Под ним сосредоточивается вся сила земли Русской, и той силе нет конца. Поэтому очень часто встречается в лечебных и защитных заговорах.
По звуковому облику слово " алатырь" ассоциируется с алтарем. По древнейшим представлениям алтарь всегда располагался в центре мира, посреди Океана, на нем находилось либо трон, либо мировое древо; из-под него растекались по всему миру целебные реки и т.д. Алатырь-камень - это метафора ясного весеннего солнца. Часто при употреблении данного слова встречается эпитет "бел-горюч", что подчеркивает его особенности (он плавает по воздушному океану-небу).
В заговорных текстах, помимо Океана и чудо-камня, упоминается древо (дерево). К примеру, " …На море на Океане, на острове Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким сидит красная девица, а сама-то тоскуется, а сама-то кручиниться". [58] Чаще всего в подобных заговорах упоминается дуб.