Смекни!
smekni.com

Классификация литературных образов (стр. 8 из 10)

Дуб – это священное дерево у древних славян и ряда других индоевропейских народов. Он являлся символом долголетия и жизни. Дуб воплощал мужское начало, воинскую силу и мощь, считается деревом-символом. Бога-громоотвержца. Под деревом у древних славян происходил обряд жертвоприношения божеству, живущему в этом дереве. Священный дуб был сакральным центром жизни племени.

В образе дуба славяне представляли себе Мировое Древо – космографическую модель мира. Согласно мифическим представлениям древних славян души умерших поднимаются в иной мир по дубу. Существовали поверья, что семена дуба прилетают на землю из Вырия – рая, расположенного на восходе солнца. Это зеленый сад, в котором растет Мировое Древо, а также есть волшебные яблоки и ручей с живой водой. Мировое древо является одним из основных элементов традиционной картины мира.

Он наделяется свойствами универсального медиатора. Дерево является связующим звеном между тремя мирами: верхним (небо, Бог, Святые, небесные тела), средним (человек) и нижним (хтонические существа, предки, отчасти демоны) мирами.

В мифологии мотив дерева неразрывно связывается с жизнью человека (его телом, категорией жизнедеятельности, судьбой). Например: ветви дерева – руки, косы девушки, лист клена – ладонь с пятью пальцами; ветви дерева – дети; корень – отец; верхушка – дочь; кривой сучок, делающий доску непригодной для строительства – пасынок; два дерева, растущие из одного корня – сестрички. Всё это подтверждают всевозможные песни, поговорки, прибаутки, загадки.

Дерево является объектом многих ритуалов и магических действий из сферы семейной, календарной, хозяйственной и окказиональной обрядности. Также используются различные части деревьев, предметы или обереги, изготовленные из дерева (Крест, кол, амулеты); огонь, разведенный из деревьев определенных пород. Чтобы придать дереву искомые магические свойства, его освещали в церкви, обжигали в специальном огне, совершая при этом особый обряд.

В народной медицине нашли применение два основных мифологических механизма:

1. заключение договора или установление обменных отношений с деревом человек обязуется не наносить вреда рябине, а взамен просит избавить его от зубной боли;

2. "запирание" болезни, "отсыл" хвори в самом дереве за какой-то дар – "принос" (хлеб, вино, деньги).

Очень часто в заговоре упоминается вода. Например, " Царь речной! Дай воды наболтанной, на леготу, на здоровье рабу Божию (имя рек)" или же " Встану я, раб (такой-то), засветло, умываюсь ни бело, ни черно, утираюсь ни сухо, ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему…". [59]

Вода в народных представлениях одна из первых стихий мироздания, источник жизни; средство магического очищения. Вместе с тем, водное пространство осмыслялось, как граница между тем и этим светом; как путь в загробной мир, место обитания нечистой силы и душ умерших. В космогонических мифах вода ассоциируется с первобытным хаосом, первоначалом. Вода не только обладает очищающим, защитными свойствами, но и является средой обитания нечистой силы и душ умерших людей. Общеславянские представления о том, что в воде обитают черти и другая нечистая сила, раскрывают негативную символику воды, её опасность для человека.

Символика воды связана, с одной стороны, с её природными свойствами – свежестью, прозрачностью, способностью очищать, с быстрым движением, с другой стороны – с мифологическими представлениями о воде как о "чужом" и опасном пространстве. Существуют заговорные тексты, которые произносятся в дни засухи. В них обращаются к Богу, чтобы пришёл долгожданный дождь. Тучи, посылающие на землю свои благодатные ливни, представлялись древнейшим людям небесными источниками и колодцами. Прошедшая весенняя гроза выводит из-за туч яркое солнце, прочищается небо, воздух становиться более свежим. Люди считали, что таким действием огня и воды прогоняются от человека темные, враждебные, демонические силы. Позднее обряд этот получил значения нравственного очищения. И сегодня Вода играет немаловажную роль в ритуалах. Например, некоторые заговоры начитываются на набранную в определенное время воду (при сглазе, порчи и т.д.). В церковных ритуалах также не обходятся без воды. Вспомним хотя бы обряд Крещения, т.е. посвящения младенца в христианскую веру. Или же купание в проруби "на Иордане" в канун праздника Крещения.

Наших предков постоянно окружали вечные спутники Земли – Солнце и Луна. Для них рассвет и закат представлялся вечным чудом богов. Они просили Солнце не покидать его, прогнать демонов Ночи, даровать наутро новый благодатный день. Эти просьбы – мольбы они произносили ранним утром или поздним вечером при появлении светил на небе. Обряд исчез, но он зафиксировался в структуре заговора. Поэтому мы часто можем встретить подобные тексты: " Встану я рано, утренней зарей, умоюсь холодной водой, утрусь сырой землей, завалюсь за каменой стеной Кремлевской…" или же " Заря Зарница, красная девица, сама мати и царица; светел месяц, ясные звезды, возьмите у меня бессонницу, бездремотную, полунощницу, среди ночи приди…". [60] Например, "…Ты небо слышишь, ты небо видишь, что я хочу делать над телом раба (такого-то) …Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную,… Месяц ты красный, зайди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное; взойди на мой двор, а на моем дворе ни людей, ни зверей…". [61]Таким образом, обряд исчез, но осталось только словесная формула действия. Восток четко ассоциируется с восходом солнца. С незапамятных времен область солнечного восхода связывалась с идеей света, тепла, жизни, счастья, здоровья, область восхода рисовалась как обитель божества, а область заката представлялась страной смерти. И сейчас на восток, как к мистической области света, правды, к солнцу, обращаются с молитвой верующие. В заговорах, обращаясь на восток, заговаривающий человек желает получить здоровье, счастье, удачу, избавиться с помощью главного божества от болезни.

В заговорах, как мы уже установили, присутствуют языческие и христианские персонажи. При упоминании того или иного персонажа параллельно описывается предмет-атрибут, являющийся символическим по своему наполнению. При анализе заговорного текста наблюдается разграничение предметов в зависимости от половой принадлежности центрального образа заговора. Женские образы (красная девица, Богородица и т.д.) занимаются рукоделием. Следовательно, они используют иглы и веретено. Мужские образы (богатыри, мужи и т.д.) заняты на охоте и войне. Поэтому с этими образами встречаются атрибуты, связанные с охотой и войной: копья, стрелы, различные виды ружья. Возможно, это связано с тем, что издревле женщина считалась хранительницей очага. Именно женщина занималась хозяйством, а мужчина должен был добывать пищу для племени, а позднее и для своей семьи. Мужчина является защитником территории от внешних нападений. Но есть и исключения. Существуют художественные образы, которые соединяют два взаимоисключающих атрибута. Это образ Полуночницы, встречающийся в заговорах от детских болезней. Среди её атрибутов есть прялка, куделька и в то же лук и стрелы.

Таким образом, нельзя навсегда распределить и охарактеризовать тот или иной образ. Потому что в каждом образе совмещаются различные мотивы и элементы, наслоения, образовавшиеся за многовековую историю нашей страны.

Заключение

Если подвести итог всему вышеизложенному, то можно утверждать:

Заговор – словесная формула, ритмически организованно, обладает определенной структурой, является средством магического воздействия. В заговорном тексте наблюдаются ряд специфических персонажей.

Заговор - это жанр традиционного фольклора, но заметно, что его тексты изменяются в зависимости от времени, несмотря на сакральность, которая диктует неизменность формулы. Это можно объяснить и конкретными условиями существования жанра, и тем, что в советское время утрачивается вера большинства в магическое значение слова.

Но, однако, заговор как традиционный жанр жив и подтверждением тому является сама непрекращающаяся запись текстов и их вариантов. Наше исследование подтверждает, что данный жанр жив, востребован, что в настоящее время отмечается даже особый к нему интерес. Но, тем не менее, заговорные тексты становятся, может быть, менее сложными по структуре и менее яркими по образам, приспосабливаясь к прагматическому времени.

Данная исследовательская работа достигла поставленных целей и задач. Было изучен и проанализирован большой фактический материал заговоров. Основываясь на литературоведческую и фольклорную традиции, пытались вести инновационный подход при анализе заговоров.

Непосредственно в структуре заговорного текста анализировались разнообразные образы. Найдя интегральные и дифференциальные признаки данных образов, исследователи составили ряд классификаций. Каждая классификация подразделяется на различных основополагающих принципах. Не забывая о том, что славянские племена были и язычниками, и христианами, обнаружили синкретичные компоненты в заговорных текстах. В работе было проанализированы как христианские, так и языческие персонажи, указаны специфические особенности каждого из них. Создали сводную таблицу имен и функций лихорадок, на основе сравнительного анализа. Включили характеристики каждого христианского персонажа, включили их классификации в ряду " чинов". Определили мифологическую основу некоторых персонажей.

Установили функциональную значимость символов-атрибутов, располагающихся в предметном мире образов.