Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля "модерн", Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский архитектор, лидер стиля "Ар нуво", дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи - один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти - итальянский архитектор - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисиц-кий и др., ставшие у истоков советского дизайна.
У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» - процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».
Если обратить внимание на интерьеры европейских домов, знакомые нам по фильмам или фотографиям, складывается впечатление, что "там" люди стараются обходиться минимумом стен и перегородок. Чаще всего их жилье - просто одна большая комната, разделенная на так называемые функциональные зоны с помощью изменения цвета обоев или легких этажерок, барных стоек и прочих дизайнерских находок. Исчезли изолированные комнаты - гостиная, рабочий кабинет, спальня, кухня стали единым пространством. Капитальные стены заменили легкие перегородки, раздвижные ширмы, стеклянные барьеры... Во вместительных недрах помещения скрывались разве что санузел и душевая.
Прошло без малого сто лет. На Западе термин studio стал синонимом квартиры без пищеблока, в которой проживает молодежь. В отличие от скромного западного образца, наши студии, проектируемые по индивидуальному заказу, скорее представляют собой элитное жилище, чем дешевую квартирку для студента. Большая комната (часто не менее 30 кв. м) условно делится на две зоны: спальную часть и гостиную-столовую с трансформируемой в закрытой нише электрической плитой, мойкой и холодильником (мини-кухней). Преимущество дизайн-проекта заключается в свободном использовании всего пространства квартиры.
В сущности, превратить в студию можно практически любое жилое помещение, даже самую небольшую квартиру или скромный дачный домик. Используя архитектурные приемы, площадь такой студии нетрудно увеличить визуально, сделать светлее и комфортней.
Авангардный стиль интерьера придется по душе человеку с оригинальным вкусом и нестандартным мышлением, предпочитающему свободу и независимость во всем. Основную роль в интерьере играет цвет. Вы можете смешивать, сочетать, комбинировать какие угодно краски, главное - не переступать грань между броскостью, яркостью и... вульгарностью. Пусть цвета образуют органичный ансамбль
Обои противопоказаны. Вооружитесь кисточками, красками и рисуйте. Черная стена напротив белой, белая - напротив черной. Соответственно черное кресло напротив белой стены и светильник со светлым абажуром у черной стены. Или такой вариант дизайна интерьера в авангардном стиле - все четыре стены разных цветов: желтая, оранжевая, красная и вишневая.
Запомните, авангард строится на контрастах. Подберите к этим ярким стенам темную мебель, и вы получите удовольствие от нового облика своей квартиры. Мебельные гарнитуры - типа диван - два кресла - сюда не подойдут. Каждая деталь должна быть оригинальной. Авангард - это смелый эксперимент, но, несмотря на общий хаос, все, однако же, на своих местах.
Более мягкий и романтичный, чем авангард. Экспрессионизму присущи легкость и живописность, которые достигаются не числом картин на стенах, а за счет гармонии красок и сочетания света и тени. Цвета для такого дома - сочные, яркие и блеклые, размытые. Красный, голубой, зеленый, лимонный. Главное - избегать тяжелых и глубоких тонов.
В экспрессионизме важно присутствие настроения. Попытайтесь создавать его при помощи освещения: параллельно с "центральным" светом разместите в комнате подсветку в виде красиво выполненных бра и торшеров, которые дают мягкий свет. Прекрасно смотрится цветная подсветка - зеленоватая, розоватая. Абажуры ламп делаются из легких материалов светлых тонов - плетеных, пластиковых, из тонкого фарфора или ткани.
На окна лучше повесить жалюзи, которые создают впечатление легкости и света. Мебель для этого стиля лучше всего выбрать пластиковую или плетеную.
Для тех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального и экзотического. Как правило, вместо обоев стены покрывают деревом, а в одной из стен выкладывают камин. Колоритность вашему жилищу придадут занавеси, покрывала, коврики с рисунками-орнаментами и плетеная мебель - кресла, стол, абажур для лампы. Глиняные расписные тарелки, металлическая чеканка, красивое макраме замечательно украсят стены. Цвета для такого интерьера подбирают натуральные, свойственные природе. Кантри - это светлое дерево полов, лоскутные коврики, лубочные картинки на стенах.
Если вы противник излишней роскоши и цените умеренность и удобство во всем - этот стиль для вас. Функционализму свойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах. Оклеив стены обоями светлого цвета, вы получите ощущение свободы и незагруженности пространства. На окнах, конечно же, аккуратные жалюзи, но возможны и шторы. А вот на пол лучше постелить ковер с пестрым узором, чтобы меньше была заметна пыль.
Основные признаки скандинавского стиля интерьера — натуральность, простота и естественность. Скандинавский стиль вобрал в себя такие черты как сдержанность и некоторую суровость, холодность и молчаливость, а также любовь и уважение к природе. Поэтому интерьеры в скандинавском стиле содержат минимум декора и выполнены в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. В скандинавском стиле мы находим спокойствие и упорядоченность.
В скандинавском стиле интерьера традиционная любовь к природным материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы: хромированный металл, стекло, отделку плетёными деталями, декоративные ткани.
В организации пространства обращают на себя внимание рациональность и лаконичность. Прямоугольные, достаточно просторные помещения, обставлены лишь самой необходимой мебелью. Вообще же, скандинавский стиль интерьера требует особой дисциплины, поскольку правильную организацию пространства очень легко нарушить любым небрежным действием.
В цветовой гамме скандинавского интерьера, как правило, доминируют белый и синий. Весьма активны и другие цвета — мягкая приглушённая зелень, разнообразные оттенки серого, бирюзового, янтарно-жёлтого. Общий колорит интерьеров — светлый, как бы акварельный, с большим количеством тёплых тонов: жёлтого, молочно-белого, светлой терракоты.
Вся мебель этого стиля — из натурального дерева. Обычно это светлые лиственные породы, реже — ель или сосна. Неокрашенное дерево, лишь слегка защищённое слоем прозрачного лака, выглядит очень естественно. Натуральность материала передаётся и форме предметов интерьера.
Для скандинавского стиля интерьера главным правилом остаётся естественность во всём, вплоть до мелочей.
Не хотелось ли вам иногда создать образ идеального, на ваш взгляд, человека, сочетая в нем совсем, казалось бы, несовместимые черты абсолютно разных людей? Вот так XX век вошел в историю искусств как век смешения стилей, то есть эклектики.
Как зародился этот стиль? В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. И стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое — арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьеры начала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайно многокомпонентны.
Чаще всего смешиваются близкие друг к другу исторические стили, например классицизм и ампир, барокко и модерн, и в результате получаются композиции, где вещи в интерьере гармонично сочетаются, не противореча друг другу. Но иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных стилей намеренно противопоставляются, «сталкиваясь» друг с другом. И неожиданно смешение в необычайных пропорциях элементов, принадлежащих к разным эпохам и течениям в искусстве, становится единым целым, части которого входят в удивительную гармонию, создавая совершенно неповторимый, яркий и индивидуальный стиль.