Эстетика классицизма по-своему решала проблему взаимосвязи пользы и красоты в архитектуре, утверждая необходимость их гармонического слияния. Представления тех лет о функциональной целесообразности, естественно, сильно отличались от того смысла, который стал вкладываться в это понятие позднее. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Вопрос о том, как эти колоннады скажутся на функциональных и эксплуатационных качествах постройки, был для архитектора-классициста относительно второстепенным. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. Однако тогда, в годы расцвета стиля, оно не ощущалось — во всяком случае, внимание на нем не акцентировалось, ибо главные заботы зодчих тогда лежали в иной сфере: художественная выразительность архитектурных образов была для них важнее, чем прямое соответствие формы и функции.
Взгляды русских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры выразил архитектор К- И. Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Он призывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних», и превзойти величием новых, возводимых в Петербурге архитектурных сооружений «все, что создали европейцы нашей эры». Исполнение этой патриотической программы и самим Росси, и его современниками превратило градостроительное ядро Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не имеющую себе равных в истории мирового градостроительного искусства.
Однако в конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господства классицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис. Его художественные идеалы, казавшиеся еще недавно незыблемыми, подвергаются сомнению, а затем начинают вызывать все более скептическое отношение. Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение и изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, и новые задачи, вставшие в связи с этим перед архитектурой, и новые идейно-удожественные тенденции. Этот пилястры, лишь воспроизводились на фасаде здания, отнюдь не являясь при этом реальными элементами ее конструкции. Такая декоративная трактовка ордера впервые примененная еще зодчими Древнего Рима (наглядным примером является знаменитый Колизей), получила распространение именно в эпоху Ренессанса.
Архитекторы Ренессанса внесли важный вклад в развитие мирового зодчества не только своими постройками но и своими теоретическими трудами. Книги Альберти. Виньолы, Палладио, впоследствии многократно переиздававшиеся, стали в XVIII веке важнейшими учебниками по архитектуре. Эти теоретические труды оказали тогда очень сильное влияние на формирование художественных воззрений нескольких поколений архитекторов. Благодаря им архитектурные традиции античности, переработанные и в известной мере канонизированные зодчими Ренессанса, стали достоянием теории и практики архитектуры XVIII века.
Очень важное значение в развитии классицизма имело и непосредственное изучение памятников архитектуры античной эпохи. Италия в XVIII веке становится как бы «всеевропейской академией художеств»: сюда из всех стран Европы приезжают художники, скульпторы, архитекторы — они тщательно изучают, зарисовывают, копируют произведения античности и Ренессанса. Руины античных зданий поражают их своей «идеальной красотой» и становятся школой высокого профессионального мастерства.
Эмоциональное и идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античными зодчими,— спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие, ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны с метафорическими изображениями человеческой фигуры) — в значительной мере предопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскими архитекторами-классицистами. Они виртуозно владели системой ордеров, используя ее богатейшие художественные возможности. Лаконизм декора и спокойная гладь стен придавали особую звучность ордерным элементам — колоннадам, портикам, антаблементам.
Высокого совершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи — отобразить пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года. процесс отхода архитектуры от классицизма происходи, в 30—40-х годах XIX века не только в России, но и во многих других странах — он приобрел поистине глобальный характер.
Что же произошло и с русской, и с мировой архитектурой в эту пору? Почему сошел с исторической арены. классицизм, до того почти безраздельно господствовавший в архитектуре на протяжении многих десятилетий? Почему восторженное восприятие архитектурных творений классицизма в первой четверти XIX века начинает в 30-х годах сменяться все более критической и даже негативной оценкой?
Детальный анализ этой сложнейшей искусствоведческой проблемы требует специальных глубоких исследований. Отнюдь не претендуя на полноту ее освещения, все же необходимо, хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать причины того крутого перелома в стилистическом развитии русской архитектуры, который произошел в 30 — начале 40-х годов XIX века.[6]
2.2 Классический стиль в интерьере
Античная культура – предание давно минувших дней или живая, пульсирующая в ритмах каждой последующей эпохи энергия? Многообразие памятников античности, с благоговением сохраненных для нас тысячами поколений восторженных предков, не оставляет сомнений в однозначности ответа на этот вопрос.
Один из ярчайших примеров жизнестойкости античной культуры – классический стиль, зародившийся в Древней Греции в VI-IV веках до н.э. во времена расцвета греческого искусства и не утративший актуальности вплоть до наших дней. Ранний период развития классицизма, связанный с эпохой правления Перикла (V век до н.э.), совпал с золотым веком греческой культуры и стал основополагающим для его становления как ведущего стиля в архитектуре и искусстве. Пронеся сквозь столетия все свои характерные черты и архитектурные элементы, он возродился в XVII веке – так называемый поздний классицизм, – оформившись как подлинно декоративный стиль. В XX веке появились два новых термина – «неоклассицизм» и «неоклассика», отразивших последние тенденции в развитии классического стиля в условиях современного мира.
Классический стиль необычайно многогранен, и сфера его применения не ограничивается лишь архитектурными изысканиями. Он нашел свое воплощение в живописи, скульптуре, музыке, литературе и, конечно же, интерьере. Различные фризы, колонны, арки, пилястры и сопутствующие им орнаменты родом из классицизма. Заимствуя классические элементы, каждая культура интерпретировала их в свете своего национального колорита, породив разновидности классического стиля в разных странах: классический светлый скандинавский стиль, русский классицизм и эталон всех прочих направлений – классический английский стиль.
Особенности классицизма легко узнаваемы и просты, как сам стиль, их можно изучать не только на примере более поздних строений. Старинные классические здания, оберегаемые преисполненными восхищения современниками и потомками, и по сей день сохраняют прежний величественный облик и радуют глаз образцово правильными линиями. Их отличает ясность, четкость и некоторая строгость конструкций (так называемая «ордерная система»), продолжающаяся во внутренних помещениях пропорциональным соотношением архитектурных элементов и декоративных деталей, несомых и несущих поверхностей. Классическому архитектурному образу свойственны простота и немногословность как в наружной, так и во внутренней отделке зданий, классические объемы и размеры подчиняются законам симметрии, пришедшим к нам из античных времен. Немые свидетели той эпохи: расписанные вазы, живописные полотна, изображения античной мебели, – перекликаются с элементами позднего классицизма и повествуют нам о том, как добиться сочетания красоты и чистоты линий с удобством и практичностью.
Классический стиль может стать прекрасным решением для серьезного и целеустремленного современного человека, желающего оформить свое жилище в духе лаконичной красоты, четко очерченных форм и античного искусства колоннады. Полная реконструкция классического интерьера или стилизация помещения под классику зависит от предпочтений и возможностей владельца дома и влияет на выбор архитектурных и декоративных элементов и материалов для их изготовления.
Реконструкция классического стиля предполагает безоговорочное соблюдение законов построения пространства в интерьере, основанных на строгих классических пропорциях и лучевой симметрии. Для этого может потребоваться полная перепланировка квартиры и реорганизация жилого пространства в виде миниатюрной модели солнечной системы. Роль солнца, т.е. смыслового и композиционного центра, чаще всего берет на себя гостиная, а в качестве планет выступают остальные жилые помещения, плавно вытекающие из нее и переходящие друг в друга. В центр любой системы невозможно попасть, минуя периферию, поэтому гостиная должна отделяться от входной двери прихожей, из которой открывался бы вид на прилегающие помещения. Наличие каких бы то ни было перегородок противоречит античному стилю, их заменяют колонны, полуколонны и арки, которые также служат для оформления дверных проемов. Помимо этого, широко используются пилястры и архитравы, а для воссоздания образа высоких колоннад античности под потолком размещают характерные античные орнаменты – меандр и акант. Необыкновенный колорит могут привнести атриумы и световые колодцы, создающие иллюзию открытого пространства. Все эти элементы – неизменные атрибуты классического стиля, как спутники для планет солнечной системы. Чтобы воссоздать их в современном интерьере с как можно большей долей достоверности, следует использовать аутентичные материалы: мрамор, гранит, бетон, туф.