Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика [17. с.7].
Исследователи В. И. Даль, Ю. А. Бахрушин, С. Н. Худеков и др., считают хоровод древнейшим русским танцем культового происхождения, который на определённых ступенях развития встречается у всех народов. Это подтверждает этимологическое родство слов: хоро (болг., молд, сербск), koro(n) (турецк.), ёхор (бурят), хоруми (груз) с греческим χορóς – танец, который и стал основой данного термина. Танец в Греции всегда был составной частью триады – музыки, рифмованного слова и ритмичного движения – «совмещения речи, музыки и танца, в своей основе никогда не терявшей преемственности и связи с ритуально-культовыми обрядами» [9. с.81, 23, 130,192]. Для того чтобы участвовать в празднествах, необходимо было знать определённое количество хороводных песен, то есть, владеть определённым репертуаром: знать тексты песен, тексты танцев различные мелодии, а так же уметь технически исполнять танцевальные движения и владеть вокальными навыками, то есть в целом владеть определённой музыкальной, танцевальной культурой и телесной культуры.
Танец можно считать одним из путей формирования такого тела, на которое указывают слова Сократа: «...Я сделал еще одно наблюдение, что при этом танце ни одна часть тела не оставалась бездеятельной; одновременно упражнялись и шея, и ноги, и руки; так и надо танцевать тому, кто хочет иметь тело легким».Его воспитательное значение заключалось в том, что он должен был на деле показывать, что прекрасно и что безобразно. Платон говорил, «...всякое телодвижение и напевы, выражающие душевную и телесную добродетель — ее самое или какое-либо ее подобие, - прекрасны, а все, выражающее порок, — не прекрасно» [1. с.109].
«...Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит и пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты»[41. с.52].
На родство с греческой культурой и в частности с аполлиническим культом указывает, то, какое важное значение в русской танцевальной традиции отводилось солярным танцам, которые были частью культа поклонения Солнцу. Ю. А. Бахрушин солярными хороводами называет «массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся Солнцу. К солярным хороводам относились танцы, исполняемые в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. В последствии танцы древних славян, были приспособлены к пришедшей из Византии христианской религии и дошли до наших дней, такие, как например, Троицкие и Купальские, Святочные, Сретенские хороводы. [3. с.7]. По форме русский хоровод имеет сходство с греческим хоросом, который водили по кругу, олицетворяя движение солнца вокруг земли.
Своим рисунком, олицетворяя Солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо и заканчивается замыканием круга…. В некоторых местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре, оканчивался на восходе солнца, охватывал несколько деревень». Таким образом, замкнутый хоровод являлся кульминацией праздника посвящённого Солнцу, которого разные славянские племена называли Даждьбог, Хорс и Велес. [бахр.] «Основой любого хоровода является хорея- единство ритмов: рифмованного слова, музыки и танца» [32].
Древнейшим видом русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [3. с.7], эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие шутки и иронии.
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. На игрищах славяне не только совершали обряды, но веселились, и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и браци не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни и ту умыкаху жены собе…» [38. с.12]. Наиболее распространённой игрой для умыкания «девки» была игра в «Горелки».
Замечено, что даже у первобытных людей каждому труду соответствовал свой ритм, напев. Их танцы носили имитационный характер, отражая разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Женщины не принимали участия в охотничьих плясках, так как охота – не женское занятие, но шитьё, вышивание, приготовление пищи и другие женские занятия были основой содержания танцев примитивных народов. Примечательно то, что история не сохранила в русских танцах аналогичных сюжетов.
Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Церковь вела борьбу с некоторыми языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками, в частности с рудиментами «дионисийского культа», атрибутами которого были ряжение, маски, или мазанье лица, сопровождающиеся чрезмерным потреблением алкоголя и бесконтрольным весельем, переходившим в оргии. Подобные языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, пляски заводимые скоморохами осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». .[17. c.7]. Понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес в святого Власия и т. д.[17. c.9].
Развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера – трепаки и танцы, имеющие определенную последовательность фигур [37. с.15].
Хороводы в русском народном танце весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни [37. с.15].
Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей.
Сольныё русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски.
«Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена сложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить танцующих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности» [3. с.10].
Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередьстремится покорить ее лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается яркой мимикой и большой выразительностью. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах.
Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и тонкого художественного вкуса. Как правило, хор поет песню, повествующую о думах и судьбе девушки, а танцующая передает ее переживания. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одаренным художникам из народа, встречается у М. Горького в его «Детстве». Мужчины никогда не исполняют импровизационно-изобразительной пляски, и их одиночные выступления являются в основном демонстрацией техники и виртуозности, олицетворяющих смелость и отвагу.
Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, с крестив их с танцевальными играми, русские наполнив её собственным содержанием и танцевальной техникой сделали кадриль национальным танцем.
Существуют кадрили из четырех, пяти, шести и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия [37 с.17].
Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития, связанного с особой одаренностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски — героика первой и лиричность второй — исключает одностороннее развитие, а большие художники из народа, существующие поныне, постоянно ее обогащают и поднимают на новые ступени совершенства.