ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОГАЧЕВА ЛИЛИЯ ВИКТОРОВНА
Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТНЛЬ:
«___»_______________20____Г.
АКАДЕМИК ПАНИ,
ЗАВ. КАФЕДРОЙ_____________
К. ПСИХ. Н., ПОЧ. ПРОФЕССОР (подпись)
УНИВЕРСИТЕТА ЧУНГ НАМ (Ю.Корея)
СОКОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
«___»_______________20____Г.
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА
«___»__________________20___Г.
ДЕКАН ФКиДО_____________
ОЦЕНКА_____________________ (подпись)
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГАК
______________________________ (подпись)
ЧЛЕНЫ ГАК___________________ (подписи)
НОВОСИБИРСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды русского танца
1.4. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
1.5. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
1.6. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца
Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.2 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
Глава III. Формирования исполнительской культуры средствами классического танца.
3.1. Планирование педагогической работы
3.2. Практическая деятельность по реализации учебной программы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А всамодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.
В основе подготовки танцовщиков любителей народного танца наряду с системой «Народно - сценического танца» Т.С.Ткаченко, используется, система упражнений классического танца, в мировой практике называемая «системой А.Я.Вагановой». Но принцип двигательной деятельности исполнителя народного танца отличается от принципа двигательной деятельности классического танцовщика. Несмотря, на то, что система Т. И. Ткаченко универсальна, во многих коллективах активно применяется классический тренаж и в частности, его первый раздел, упражнения у «станка», что порождает ряд противоречий, выраженных в анатомо-физиологической проблеме восприятия классического танца «народниками». Но, тем не менее, несмотря не проблемы восприятия классического танца, именно классический танец, влияетна формирование сценической культуры, которая не всегда находиться на должном уровне. Данная проблема объясняет актуальность исследования средств классического тренажа способствующих формированию исполнительской культуры в ансамбле русского танца.
Основная цель нашего исследования провести сравнительный анализ народного и классического танца и организовать учебно-тренировочный процесс исполнителей народного танца с использованием средств классического тренажа.
Объектом исследования являются средства формирования исполнительской культуры.
Предметом исследования - классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле русского танца.
Гипотеза нашего дипломного исследования заключается в том, что занятия классическим танцем эффективно влияют на формирование исполнительской культуры, самодеятельного хореографического коллектива.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить принципы, выявить цели и задачи деятельности народных ансамблей.
2.Провести сравнительный анализ экзерсиса дисциплин русского и классического танцев. Выявить элементы классического танца, восполняющие недостающий эффект в формировании исполнительской культуры народных ансамблей.
3. Создать программу по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца.
Теоретической базой являются труды А.Я. Вагановой, Т.С. Ткаченко.
Методологической основой являются труды: Н.П. Базаровой, В.С Костровицкой, А. М. Мессерера, А.А.Климова, Т.А. Устиновой, Г.П. Гусева, А.А. Борзова.
Методы исследования: поиск первоисточников народного и классического танцев, практический анализ, синтез.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.
2. Русский и классический танец являются взаимно обогащающими дисциплинами в формировании исполнительской культуры танцовщиков любителей, при доминантном применении экзерсиса классического танца.
Структура дипломной работы:
Диплом состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы использованного в работе, приложения. Объём работы 90 страниц.
Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества
1.1 История создания танцевальных самодеятельных коллективов
До революции 1917 года понятия "художественная самодеятельность" не существовало, «но энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое чувство вкуса русских людей проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна. Народное творчество, или крестьянская культура не была подвержена идеологическим изменениям, в отличие от скоморошества, которое постоянно меняло идеологические маски, так как слово крестьянин – христианин, человек «Божий». От этого основная идея христианской культуры - «Любовь и красота». Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем» [33].
После поражения в Русско-японской войне царское правительство приняло решение о повышении патриотических настроений в империи. Создаются «Народные дома России» в этих учреждениях открывались кружки любителей: танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, как показывает история, судьба их была непродолжительной, так как начавшаяся в 1914 году война, а вслед за ней и революция не позволили развиться любительскому движению. В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные.
Но необходимость формирования «нового человека» - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Идеологи Советской России, руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов", "До крайности важно, - говорил А.В.Луначарский, - нам в нашем Союзе, с одной стороны, дать лучшие достижения человеческой культуры народным массам, а с другой - распечатать те бурные источники, те кипучие гейзеры народного творчества, которые были замкнуты и онемели за время капиталистического периода нашей страны" [24. с. 379].
По аналогии с «Народными домами России», с движением «ОРЮР» в Советской России развивается новая форма хореографического любительского творчества. Создаётся пионерская организация и открываются «Дома Пионеров», в которые принимаются только дети, вступившие в пионерскую организацию, открываются «Дома культуры», в которых наряду с различными кружками работают танцевальные кружки, на их базе создаются самодеятельные танцевальные коллективы и студии.
Важным документом, повлиявшим на дальнейшее развитие советской литературы и искусства, явилась резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы", принятая в 1925 году. "В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике" [27. с.344].
В первые годы после революции появилось много течений в искусстве и литературе. Одни деятели отрицали различие между буржуазной и социалистической культурой. Сторонники других теорий под флагом борьбы за «новое» призывали объявить культуру прошлого устаревшей, отрицали ценность для народа произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки. Наиболее чётко эта позиция выявилась в деятельности организации, называемой Пролеткультом. Деятели Пролеткульта считали, что социалистическая культура возникнет без связи с культурой прошлого и призывали полностью отказаться от культурного наследия, уничтожив его, как ненужное.