В первые века новой эры, в эпоху империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, – с христианством.
В Римской империи возникают многочисленные христианские общины, в которые принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями.
Многие правила христианских общин вызывали подозрительное и неприязненное отношение со стороны римских властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено.
В 312 г. верховную власть получил император Константин (272 – 337). При Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры.
Во второй половине IV в был окончательно сформирован «Новый Завет», в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены.
Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. Как в целом философии эпохи эллинизма, здесь имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик), эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина. [1.C.240].
Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя – необходимость условие достоинства личности; достоинство же – условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца – в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план этику.
Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы – стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, так же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего. «Вели благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение», писал Сенека. Его предупреждение человечеству актуально и сейчас. [3.C.152].
Первые известные надписи на латинском языке относятся к VII–VI вв до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось, и к II–III в до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид.
На становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239 – 169 до н.э.), создав эпическую поэму «Анналы», в которой он рассказ об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи.
Эпоха последних десятилетий существования республики и начала принципата стала периодом расцвета римской поэзии. В это время, творили Лукреций, написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой излагалось учение Эпикура; Катулл – мастер лирической поэзии. Огромное влияние на европейскую лирику Нового времени оказал замечательный поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). К знаменитым римским поэтам относится Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.), чьими главными произведениями считают «Метаморфозы» превращениях греческих богов и героев; «Фасты» (календарь), описывающие римские праздники. Широко известны также его «Наука любви» и «Лекарства от любви».
Последний крупный античный поэт – Клавдиан (ок. 375 – после 404), прославлявший былое величие Рима.
Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях Плавта (ок. 250 – 184 до н.э.) и Теренция (190 – 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 – 130 до н.э.) и Акций (170 – 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой.
Театральные представления по греческому образцу стали устраиваться в Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь существовал народный вид драматического творчества ателлана – комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры. [2.C.143].
В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных – любимыми римскими зрелищами. [5.C.204].
Римская музыка не была так тесно связана с литературой, как греческая, хотя театральные представления тоже сопровождались музыкой танцами. Римляне усовершенствовали многие греческие инструменты – лиру, кифару, аулос, лютни. С I в до н.э. получил распространение водяной орган, изобретенный в это время в Александрии. Очень разнообразна была в Риме военная музыка – от всевозможных сигналов до маршей. Духовая музыка исполнялась и во время триумфальных шествий, официальных праздников, похорон; ударные инструменты были популярны в театре, во время развлечений.
Основной вид искусства – архитектура, возникшая под влиянием этрусской и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в до н.э. – бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа. [2.C.145].
Среди множества разных типов сооружений римского зодчества самым величественным был форум. В Риме, недалеко от древнейшей республиканского форума, высятся форумы римских императоров, каждый из которых стремился увековечить память о себе. Самым большим был форум императора Траяна, в центре которого до сих пор высится знаменитая колонна его имени. В отличие от сооружений греческой классики римские форумы были строго симметричны.
Первые храмы были построены еще при этрусских царях. На Капитолийском холме сооружен храм патрицианской триады – Юпитера, Юноны, Минервы. В дальнейшем храмовое строительство идет очень активно, особенно с присоединением новых территорий и включением новых богов. Множество храмов было создано на значительной части территории Европы, по всему Средиземноморью. Известны Баальбек – культовый комплекс I–III вв н.э. неподалеку от Пальмиры (древнего города Сирии), посвященный местным и римским богам.
Самый знаменитый римский храм – Пантеон (храм в честь всех богов) был построен в первые десятилетия II в н.э. Это монументальное купольное сооружение высотой около 43 м построено из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, внутри отделано цветным мрамором. Вход украшен прямоугольными портиком, центральная часть имеет цилиндрическую форму.
Храмы являются составной частью архитектурного форума – центральной площади римских городов, средоточия общественной, политической культурной жизни. Самый известный Форум Романум в Риме. [2.C.145].
Также к Римским сооружениям относятся: триумфальные арки, предназначенная для торжественного въезда победителя. Одним из лучших образцов является арка Тита, поражающая не только своим величием, но и четкостью членений и соразмерностью пропорций. Амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где проходили соревнования колесниц. Потребности римской городской жизни создали новый тип зданий – так называемый термы. Называть термы банями значит сужать их истинное назначение. Это было место встреч, отдыха, бесед в дружеском кругу, здесь заключали сделки, совещались с адвокатами. Помимо бассейнов и ванн в термах были помещения для отдыха, библиотеки, гимнастические залы.
Римляне очень гордились своими арочными мостами – акведуками. Из них лучше других сохранился Гардский мост, выстроенный в I в н.э. в римской провинции Галлии.
Своеобразие римской архитектуры появилось также в строительстве жилых домов. Их образцы найдены в Помпеях. Особенно знаменит дом Веттиев. Планировка домов отличалась строгой симметрией. Он делился на официальную часть, где принимали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром официальной части был атриум с бассейном. Сзади к дому примыкал внутренний дворик – перистиль, место отдыха. [3.C.159].