Смекни!
smekni.com

Культура древнего Рима (стр. 4 из 4)

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в по­вседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импе­раторской эпохи. Они принадлежали и ча­стным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.

В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Ита­лии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных со­оружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, ам­фитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохрани­лись следы античной, греко-римской архи­тектуры: амфитеатры и цирки, термы и ак­ведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III ве­ка”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра­жданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси­ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. пред­ставлена главным образом сочинениями ав­тора, писавшего по-гречески — Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую исто­рию” в 80-ти книгах — исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практиче­ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римско­го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос­тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе­рии. Очень выразительны портретные бюс­ты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театрально­сти.

В конце III в. вступивший не импера­торский трон Диоклетиан, уроженец рим­ской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, кото­рые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Сильная императорская власть позво­лила добиться некоторых успехов в сохра­нении единства империи. Союзницей госу­дарства теперь выступала христианская цер­ковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Кон­стантина (313 г.) признал равноправие хри­стианства с другими религиями. В IV—V вв. жили виднейшие представители христиан­ского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христи­анской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть раз­рушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось го­сударственной религией Рима.

Искусство.

Культ императорской власти способст­вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими раз­мерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта — она свидетельствует о скором приближении искусства византий­ских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич­ных порядков. Усилились нападения варва­ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель­но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе­рии (будущей Византии) стал г. Константи­нополь, основанный Константином на мес­те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш­ному разгрому — сначала от готов, а затем — от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста­лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера­торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За­падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им­перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе­рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от ран­неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар­монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур­ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ­неегипетской и древне месопотамской циви­лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре­цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей­ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие­ся астрономы средневековья — Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер — опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно­сти античной культуры, стало ведущей ми­ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис­тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату­ры также восходят к античности. К ней по­стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Послесловие.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римская строительная техника и архи­тектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Ис­пании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала рим­ская базилика.

Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью.

Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

Использованная литература:

1 Мировая художественная культура: Учебное издание/ Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко.-М.: Центр АЗ,1996 г.

2 Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В..-Обнинск.: Титул, 1996г.

3 Древние цивилизации.- М.: Мысль, 1989 г.

4 История культуры Древней Греции и Рима: Куманецкий К., М., 1990 г.