В древнем Риме имелись погребальные постройки: мавзолеи и колумбарии.
Columbaria назывались здания, предназначенные для погребения; в стенах их сверху до низу были устроены ниши рядами в несколько этажей; в нишах помещались урны с останками мертвых.
Этот способ погребения, по-видимому, был принят большими семьями, у которых было слишком много вольноотпущенников и рабов, чтобы можно было помещать их останки в той же гробнице, где хоронились члены семьи; именно так поступали менее многолюдные семьи, если только относительно кого-нибудь из рабов или вольноотпущенников не существовало особой оговорки насчет исключения из родовой гробницы. Впоследствии такого рода сооружения устраивались спекуляторами, которые продавали места людям слишком бедным, чтобы иметь особую гробницу и содержать ее; с другой стороны, и сами бедняки объединялись в товарищества, чтобы в складчину устроить себе columbarium.
Римские колумбарии, расположенные вокруг городских стен, а также вдоль идущих из Рима дорог, представляли собой обширные четырехугольные помещения, наполовину подземные; стены их были заняты нишами, которые шли рядами на одинаковом расстоянии друг от друга. В каждой нише помещалось обыкновенно две урны, иногда одна, а иногда три или даже четыре. Урны эти были замурованы, так что их нельзя было перемещать. Они чаще всего были глиняные; но встречаются также урны из мрамора, алебастра, стекла и других материалов. Форма и украшения некоторых из них не лишены изящества. Надписи, выгравированные на мраморных или бронзовых плитах, прибитых к стене, указывают имя, возраст и звание покойника, иногда также и имена тех, кто позаботился о их погребении. Залы колумбариев слабо освещались отверстиями в своде. Узкая дверь служила входом, откуда приходилось спускаться по лестнице.
Самый обширный из известных колумбариев – это тот, который был устроен на Аппиевой дороге для вольноотпущенников и рабов Ливии, жены Августа: он мог вместить останки по крайней мере 3000 человек.. Этот колумбарий представлял собой двухэтажное здание в виде параллелограмма, имеющего 10,65 м длины и 6,25 м ширины. Предполагают, что им пользовались вплоть до времен Клавдия.
Римские мавзолеи чрезвычайно разнообразны по архитектурным формам. Хорошо сохранилось три мавзолея I в. до н. э. Один из них построен у Аппиевой дороги и представляет собой поставленную на квадратное основание толстую круглую приземистую башню, в верхней части которой сохранилась надпись: «Цецилии Метелле, дочери Квинта Кретика, жене Красса». Неизвестно, женой какого Красса была эта знатная женщина. Возможно, что верхняя часть здания завершалась конусообразным шатром, который сломали в средние века, когда мавзолей вошел в состав замка Каэтани и стал использоваться как крепостная башня; от средневековья сохранился венец зубцов в виде ласточкиных хвостов.
Другой мавзолей находится около Порта Маджоре на скрещении Пренестинской и Лабиканской дорог. Он представляет собой тяжелое сооружение неправильной четырехгранной формы очень своеобразной архитектуры: плоскость каждой его стены зрительно делится поперек на две неравные части, верхняя (большая) часть стен прорезана рядами крупных круглых отверстий (типа современных иллюминаторов), над которыми находятся фриз и карниз, а под ними — надпись, сделанная четкими буквами: «Это — гробница Марка Вергилия Эврисака, пекаря-поставщика». Нижняя часть стен состоит из чередующихся приземистых квадратных столбов и цилиндров. В одной из стен имеется ниша, где помещались горельефные портретные изображения богатого булочника и его жены (сейчас они сняты и стоят отдельно); под нишей надпись: «Была у меня жена Атисия, женщина достойнейшая жила, останки тела которой, все, что осталось, находятся в этой хлебной корзине». Стиль надписи явно говорит о том, что сочинил ее сам Эврисак. Объясняет эта надпись и странную архитектуру мавзолея — это, оказывается, хлебная корзина.
Существует такое толкование архитектурных форм этого мавзолея: цилиндры в нижней части стен изображают чаны для замешивания теста, круглые обрамленные отверстия в верхней части стен — края сосудов для зерна или жерла печей; крыша имела плоскую пирамидальную форму, а наверху помещалось ажурное изображение корзины. На скульптурном барельефе, который расположен под карнизом, представлен весь процесс приготовления хлеба. В мавзолее погребен также приятель хозяина, о чем свидетельствует надпись: «Огульний, друг, пекарь, специалист по тончайшей пшеничной муке».
Третий из сохранившихся мавзолеев представляет собой пирамиду высотой в 36,4 м, грани которой были облицованы мрамором. Он принадлежал Гаю Цестию, о чем свидетельствует надпись: «Гай Цестий Эпулон, сын Луция, из Поблилиевой трибы, претор, народный трибун, септемвир эпулонов. Строительство (мавзолея) закончено по завещанию за 330 дней под наблюдением наследника Луция Понтия Мелы, сына Публия, из Клавдиевой трибы, и вольноотпущенника Пота». Пирамида встроена в городскую стену у ворот Сан Себастьяно.
С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры.
Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной.
Таким образом, в римском искусстве возникла новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, более характерная для Средневековья. Образ человека постепенно утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира. Поскольку духовные, нравственные идеалы в римском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чертами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.
В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полководцев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастерством, во всей полноте и разнообразии человеческих характеров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, волевых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, человека практичного ума, хранителя строгих нравов.
С самого начала римскую культуру отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов.
В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима — амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности, но и целые архитектурные ансамбли той эпохи. Среди них — постройки Форума, выполнявшего функции сначала рыночной площади, затем центра общественной жизни Рима.
Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.
Слово «амфитеатр» — греческое. «Театром» древние греки называли места для зрителей, полукругом располагавшиеся на склоне холма вокруг зрелищной площадкой; «амфи» означает «со всех сторон», «кругом»; таким образом, «амфитеатр» — это зрелищное сооружение, где места для зрителей окружают арену со всех сторон.
Хотя «амфитеатр» — слово греческое, однако как тип зрелищного сооружения он является изобретением жителей древней Италии. Возникновение здания амфитеатра связано с тем, что именно в Италии стал приобретать популярность новый вид зрелищ, неведомый грекам, — бои (или игры) гладиаторов.
Амфитеатр, строительство которого начал Веспасиан и завершил его старший сын Тит, оказался самым большим и эффектным из всех античных зданий такого рода. Его официальное название — амфитеатр Флавиев, ибо Веспасиан и Тит принадлежали к роду Флавиев.