Массовая культура - это часть культуры. Основное достоинство ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Вместе с тем, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, одинаковость людей и их мировосприятия.
Массовую культуру нельзя рассматривать как псевдокультуру - примитивную и стандартную. Это сложное и противоречивое явление: благодаря современным техническим средствам массы людей получают доступ к любым формам культуры, в т.ч., и высокопрофессиональной, что повышает общекультурный уровень населения.
Поп-культура - сленговое название массовой художественной культуры во второй половине ХХ в. Самый яркий ее пример, «поп-музыка» - появилась, когда технические средства массовой коммуникации (радио, грамзапись, TW, магнитофоны и др.) распространились в большинстве стран мира, и стали доступны всем слоям населения. Она является авторской, доступна людям всех возрастов, независимо от уровня образования, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, хотя и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. «Китч» (сленг от нем. и англ. – «для кухни», «халтура») - разновидность поп-музыки, в частности шлягеры, которые быстро надоедают, выходят из моды.
В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой («срединная культура») - устойчивая совокупность ценностных культурных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. В доминирующей культуре формируется нравственный идеал, приемлемый для широких масс на длительный период времени. Благодаря культурной трансмиссии (передаче) каждое последующее поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее и может добавить новое к накопленным ценностям культуры.
Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. Субкультура – это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, определяющая некоторые собственные ценности, традиции, нормы и стереотипы поведения, менталитет его носителей. Субкультура присуща большим группам населения, выделяющимся по какому-либо национальному, демографическому, социальному, или профессиональному признаку. Можно говорить субкультуре национальных групп, пожилых людей, молодежной субкультуре, профессиональной, криминальной субкультуре и др.
Субкультура отличается от «доминирующей» культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, модой и др., но она все-таки не противостоит доминирующей культуре. Субкультура - специфическая подсистема культуры различных групп населения, определяющая стиль жизни, ценности и правила поведения. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей - это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д.
Так, молодежная субкультура имеет свою моду, искусство и стиль поведения, в молодежной субкультуре язык принимает, например, форму жаргона (слэнг).
Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.
Контркультура отличается от «доминирующей» культуры тем, что противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями культуры. У большей части современной западной молодежи отдых и проведение досуга - ведущие формы жизнедеятельности, которые вытеснили труд как главную жизненную потребность. От удовлетворенности досугом зависит и удовлетворение этой молодежи жизнью в целом.
2 Культура Древнего Египта и ее основные особенности
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
История древнеегипетского государства, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития - Раннее (Древнее) Царство (около 3000 - 2500 гг. до н. э.), Среднее Царство (ок. 2050 - 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок. 1580 - 1070 гг. до н. э.). В истории существования древнеегипетского государства были периоды упадка и возрождения. Первый кризис государства (ок. 2500 - 2050 гг. до н. э.) подготовил объективные основы для нового его возрождения — возникновения Среднего Царства. Второй кризис (ок. 1700 - 1580 гг. до н. э.) стал основой для расцвета Нового Царства.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.
Эта цивилизация характеризуется как речная. Воды Нила обеспечивали в пустынной местности процветание древним людям. Они создали систему ирригационных сооружений, чтобы удержать воду на полях. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля. В теплой влажной земле зерно успевало прорасти до наступления иссушающей жары. Зерно перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле. В муке было много песка, стиравшего до срока зубы египтян. Египтяне были хорошими садоводами, научились селекции растений, разводили пчел. В загонах для скота содержались вместе одомашненные и еще дикие животные. Строительство речных судов позволяло им путешествовать, перевозить грузы из разных стран, вести морские сражения.
Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.
Развитие древнеегипетской культуры обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т.е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.
Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены в некоторых гробницах. Из дерева также были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам.
В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости, которое достигает в эту эпоху высокого расцвета. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.
Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали. В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями. Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.