Реферат
Тема: Культура Древней Греции и Древнего Египта
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие культура - центральное в культурологии.
Культура (от латинского cultura - первоначально означало возделывание, переработку почвы) - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта и т.д.).
Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.В данной работе рассмотрены вопросы:Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны.
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Но такое подразделение достаточно условно, т.к. эти два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.
К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу — культуру физическую. Ко второй причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, но противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна.
Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Материальная культура связана с историческим подходом, и часто рассматриваются в этом плане древние культуры.
Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности. В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура.
Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования.
Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью. Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая и др.
Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве.Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика, семья, и т.д.).Материальная культура + духовная культура = цивилизация.
По носителю культура делится на культуру мировую; национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную (одно дело — культура городская и иное — сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
В масштабе отдельного общества, в зависимости от того, кто создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития различают такие социальные формы - народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.
Народная культура исторически изначальна - это практические знания этноса в области ведения хозяйства, медицины, воспитания детей, народная мораль, фольклор, традиции, верования, обычаи, мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, народные песни и танцы и пр. Она неотделима от повседневной и практической жизни людей. «Дух» народной культуры характеризует и этнический «менталитет». Народная культура демократична, является продуктом коллективного творчества. В основании народной культуры лежат многовековые традиции, поэтому в ней есть и феномены (например, суеверия, устаревшие обычаи, предрассудки), являющиеся рудиментами прошлых времен, несозвучные современной эпохе и тормозящие развитие культуры.
В советское время большое развитие получили как профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, так и художественная самодеятельность всех слоев населения (рабочие, колхозники, интеллигенция и служащие). Обычно, оценивая достижения культуры той или иной страны, рассматривают элитарное («профессиональное») искусство. Значение народного («любительского») творчества часто недооценивается, и оно больше интересует этнографов и фольклористов.
Церковно-религиозная культура в средневековье была средством консолидации того или иного общества, интересам его господствующих слоев, но обращена ко всем слоям населения. Священники в средневековой Руси были самыми образованными людьми. Искореняя язычество и суеверия, они способствовали нравственному воспитанию народа, развитию искусства и образования. В России церковно-религиозная культура исторически вступила в симбиоз с народной культурой, образовав культурный сплав. В народных календарных и семейных праздниках можно выделить по происхождению элементы чисто фольклорные и церковно-религиозные, но разделить их без ущерба целостности, нельзя, так как этот симбиоз за столетия стал устойчивой народной традицией.
Элитарная культура ориентирована на подготовленную аудиторию и создается профессионалами. Сегодня элитарная культура функционирует в сфере интеллектуальной элиты, профессиональной интеллигенции. Ее основные характеристики: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, обращение к душе человека, сложность, разнообразие художественных форм. Сфера элитарной культуры - философия, наука, литература, многие жанры профессионального искусства и др. Особенно ярко это проявляется в искусстве. Живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга, «театр абсурда» С. Бекетта и др. трудны для восприятия «среднего» человека.
К началу XX вв. в России возник разрыв между культурой «элиты» общества и народной культурой. В 1917 г. в России произошла революция и началась гражданская война, большинство носителей элитарной культуры погибло или выехало. Однако, сегодня в России признана вся ценность дореволюционного культурного наследия. Это стало возможным потому, что сохранилась историческая память, книги, музеи, произведения искусства, архитектурные памятники, народная и церковная культура.
В ХХ в. формируются два полюса культуры: элитарная - «высокая», интеллектуальная, личностная и массовая - коммерческая, дешевая для масс.
Предпосылками массовой культуры было развитие науки, светской культуры, процесс демократизации общества, интенсивное промышленное развитие и урбанизация.
Массовая культура – это программы телевидения, радио, кино, рекламная индустрия, поп-музыка, мода, реклама, компьютерные программы и др., которые сами способствуют созданию массового потребителя этой продукции. Массовая культура имеет широкое межнациональное распространение. Массовая культура создается профессионалами, но общедоступна и ее потребление не требует ни талантов, ни специальной профессиональной подготовки.