Смекни!
smekni.com

Коко Шанель: 20-е годы (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Коко Шанель: 20-е годы»


Оглавление

Введение

1. Мода 20-х годов

2. Стиль Шанель

Заключение

Список литературы


Введение

Однажды на балу, наблюдая за одетыми в павлиньи туалеты дамами, Шанель шепнула своему спутнику: «Их надо одеть в черное». Она любила называть женщин этим презрительно-обобщающим «их», одним словом обозначая пропасть, отделявшую ее от всего Парижа. Сегодня дамский гардероб решительно невозможен без строгого черного платья. А тогда, в 1925 году пресса ерничала: «Шанель не могла носить траур по своему любовнику Бою Кейпелу, погибшему в автокатастрофе, потому что он был женат. Но она заставила носить траур по нему весь мир. Какой дурной вкус!»

В подобных статьях было только три слова правды: заставила весь мир. Этот мир подчинялся Шанель еще не раз. Вслед за нею устремились к морю сотни бледнотелых светских львиц. По ее примеру женщины расстались с длинными волосами, оценив практичность предложенной Шанель короткой стрижки. Эта хрупкая француженка не просто воспитала в женщинах скромность, вкус, чувство меры и дала свое имя костюму – она шанелизировала моду. Этого грандиозного успеха могло и не быть, не затронь Шанель первопричину любой моды – отношения мужчины и женщины.

Ее первым открытием стал мужской английский классический стиль, переиначенный для женщин. Коко Шанель освободила прекрасную половину человечества от корсетов и пышных юбок, от рюшек и оборок, экстравагантных шляпок и сложных причесок. Короткие стрижки, брюки и пиджаки, вязаные пуловеры и клетчатые юбки, простое черное платье, ставшее символом элегантности ХХ века, дамская сумочка на тонком ремешке через плечо, женская матроска… Многое из того, что сегодня является самым обычным женским нарядом, было придумано и создано Коко Шанель.


1. Мода 20-х годов

Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогло осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей движений одежды, упразднение корсетов, укорочение длины юбок.

Особенно резко изменилось представление о красоте женщины. Это уже не беззащитное слабое существо, опекаемое мужчиной. В ее облике появились черты независимости, решительности, приспособленности к условиям труда и быта. Сближение общественных и трудовых функций, занятия спортом создали основу для сближения определенных черт облика мужчины и женщины. Новый тип женской красоты – женщина-мальчик, тонкая, длинноногая, плоскогрудая, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с мальчишеской стрижкой. Однако была в нем и особая женственность: бронзовая от солнечного загара кожа, ярко накрашенные губы и глаза, маникюр, блестящие волосы.

Костюм, воссоздававший этот новый идеал красоты, своим кубическим силуэтом наследовал основные формы архитектуры и предметов быта: эллипс, прямоугольник. Цвета его были элегантны и выдержаны в одном тоне – сером, бежевом, цвета «меда и панциря светлой черепахи», белом и черном. К концу периода появились цвета перванш (бледно-голубой), цикламен, лиловый, песочный всех оттенков. Орнамент находился под влиянием кубизма в живописи: квадраты, кружочки, черточки. Распространен был также растительный орнамент.

Популярными тканями были полотно, эпонж, газ, жоржет, крепдешин, шелковый и шерстяной трикотаж, сукно.

Основным и единственным силуэтом одежды этого периода становится прямое платье-рубашка, по ширине облегающее бедра, длиной до середины голеней. Талия не подчеркивалась, пояс носили на линии бедер.

Вечерние платья были в основном без рукавов с глубоким V-образным или овальным вырезом. Отделка включала обшивку бусинами, которая иногда покрывала все платье; бахрому и даже перья.

В то время как юбки становились короче, ожерелья, особенно нитки жемчуга, становились длиннее. Модными дополнениями к одежде были разнообразные шарфы и шали, шелковые, кружевные, вышитые, часто отделанные длинной бахромой. Поскольку ноги в новом костюме были открыты до коленей, большую роль играли чулки из искусственного или натурального шелка, песочные, розовые, серые, всегда блестящие. Также были популярны чулки телесного цвета или цвета загорелой кожи.

В эту декаду были распространены исключительно короткие стрижки. Те же, кто все же решался сохранить свои длинные волосы, носили их зачесанными назад, уложенными волнами над ушами. Их также укладывали кольцами в узел на затылке. Макияж был яркий, с красными губами, напудренным лицом и темными глазами.

«Королевой моды» этого периода безоговорочно стала Габриэль (Коко) Шанель, предложившая бежевые, серые, черные платья-рубашки из недорогих шелковых и хлопчатобумажных тканей: гладкий лиф, отделанный кантами, и юбка плиссе или в складку. В историю костюма вошло ее маленькое черное платье из муслина с длинной нитью искусственного жемчуга. Фальшивые драгоценности – искусственный жемчуг, цепочки из сусального золота, разноцветное стекло, предлагаемые как украшения, заменяют настоящие и становятся необходимым элементом композиции костюма, демократичного и доступного для самых широких масс работающих женщин. Собственно, в 20-е гг. мода перестала быть уделом богатых.

Габриэль (Коко) Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре, Франция.

Родители Габриэль не имели постоянного жилья, не вели общего хозяйства. Мать, не имея иных средств к существованию, занималась поденной работой. Когда Габриэль было 12 лет, мать умерла (ей было всего 33), отец отдал девочку в католический монастырь(монастырь Абазин, основанный еще в XII веке святым Этьенном).

Там девочка получили неплохое образование, а также научились хорошо шить, кроить, гладить. Потом она попала в католическую школу в Мулене, где встретилась со своей теткой, хотя и ровесницей, Адриенной. Они стали называть друг друга сестрами и всегда помогали друг другу.

Выйдя из пансиона, Габриэль пытается прокормиться, работая продавщицей в трикотажном магазине в Мулене. Именно тот период ее жизни подарил ей то знаменитое прозвище, под которым она стала известна всему миру. Там же Габриэль, никогда не знавшая отцовской ласки, познакомилась с богатым бизнесменом Этьеном Бальзаном. Это знакомство было своевременным – Габриэль поняла, что карьера певицы не для нее и устроилась работать в Виши подавальщицей лечебной минеральной воды, мечтая о театральной сцене. Потом от отчаяния она чуть было не уехала в путешествие по Египту. Этьен спас ее от нищеты.

И именно Этьену Коко обязана началом своей карьеры. Он поселил ее в Париже в своей холостяцкой квартире, где он со своими подружками «занимался глупостями». Здесь Шанель и стала делать и продавать свои шляпы. Забавно, что все бывшие любовницы Этьена стали первыми покупательницами шляпок Шанель. Они же расширили круг ее клиенток за счет своих подруг. Дела пошли очень хорошо, и вскоре эта холостяцкая квартирка стала слишком тесной для Шанель.

В конце 1910 года Шанель перебирается на улицу Камбон, 21 и открывает свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Новое увлечение Коко – приятель Этьена – Артур Кейпель, которого друзья звали Бой, предложил ей финансовую поддержку для открытия шляпного магазина в Париже. Артур становится ее партнером в делах и личной жизни, с ним Шанель связывает свои надежды.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи, Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной.

В 1913 году она открывает свой бутик в Довиле, быстро набирая себе постоянную клиентуру, ведь стиль от Шанель – это просто, практично и элегантно. Деньгами для этого снабдил ее Кейпель. Открытие магазина пришлось как раз накануне первой мировой войны. В первое время после ее начала казалось, что модная затея обречена на неудачу, но потом выяснилось, что война им обоим только на руку. В Довиль к Коко потянулись беженцы. В том числе и хозяева разоренных немцами замков на востоке Франции. Не то, что им нечего было носить, но, как известно, лучшее средство от огорчений – покупка нового платья или шляпки. Патриотичные французские богачки работали в госпиталях, и тут им нужен был элегантный костюм медсестры. Так что Коко пришлось обращаться за помощью к родственницам, одна она не справлялась с наплывом клиенток.

В войну вступили союзники: англичане, российский экспедиционный корпус воевал во Франции, после долгих колебаний американцы вступили в войну. Париж был спасен от немецкого вторжения. Коко вернулась в столицу и тут же открыла еще одно ателье в Биаррице. Знаменитая аристократка баронесса Ротшильд потрясена и очарована идеями Шанель. Вскоре у Коко появляются клиентки из высших слоев общества. Слава о ней гремит не только в Париже, но и далеко за его пределами.

Мадемуазель Шанель познакомилась с князем Дмитрием Романовым, и благодаря ему возник замысел ее «именных» духов. Парфюмера, составителя рецепта Эрнеста Бо, ей посоветовал Романов. Тот провел детство в России, а потом постоянно наезжал в Москву и Петербург, где жили крупные клиенты французских парфюмеров. В Европе еще считалось, что мужчина, пользующийся парфюмерией, обладает плохим вкусом. Но в более восточной по менталитету России среди знати это было модно.

Мастер принес Габриэль несколько вариантов запаха, и они с Дмитрием выбрали из них один – пятый. Бо составил этот рецепт духов для другой фирмы, но профессиональные парфюмеры не решились на их массовое производство из-за того, что оно было слишком дорого. Кроме того, синтетические добавки, стабилизаторы, впервые вошедшие в состав новых духов, делали их более стойкими, можно было реже душиться. Это, наверное, посчитали невыгодным.