Смекни!
smekni.com

Композиционное построение культурно-досуговых программ (стр. 2 из 10)

Между тем, живопись и музыка в семействе искусств принадлежат к разным группам: живопись – к изобразительным, музыка – к выразительным. Что же тогда следуем говорить об искусстве театра, которое принадлежит одновременно и к той, и к другой группе?

Заранее можно сказать, что здесь действуют все композиционные законы, открытые разными видами искусств: ведь сценическое искусство существует и в пространственном измерении (как живопись, скульптура, архитектура), и во временном (как литература, поэзия, музыка). Однако до сих пор в театральной практике использование композиционных законов рассматривалось как присвоение чужого добра. Это становится очевидным, если обратиться к театральной терминологии. Режиссура в театре пользуется понятием перспективы, позаимствованным из изобразительного искусства. Она черпает в изобилии терминологию и композиционные приемы у музыкантов. Даже у своего младшего родственника – кинорежиссуры – она находит, что использовать: «крупный план», «наплыв», «рапид»… Но ведь это только кажется, что она берет чужое; на самом деле кладовая композиции – общая для всех искусств. Таким образом, представляется бесспорным, что в искусстве режиссуры действуют законы композиции, общие для всех искусств. Но есть и такие композиционные приемы, которые представляются чисто режиссерскими. О том, как в вопросах композиции драмы руководствуются живописной, архитектурной и музыкальной композицией мы рассмотрим далее (в следующем параграфе), проанализировав каждый из указанных выше видов искусств2.

1.2 Понятие композиции в различных видах искусства

1.2.1 Композиция в музыке

Музыкальное произведение – это результат творческого акта композитора.

Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. Первоначально музыкальные произведения записывались без обозначения имени их автора – композитора, которое стало ставиться лишь с 14 века. Это было связано с ростом значения в композиции индивидуальных черт художественного мышления ее автора. В то же время в любой композиции находят отражения и как общие, так и индивидуальные особенности музыкального искусства данной эпохи. История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов.

Структура музыкального произведения, его музыкальная форма

Сочинение музыки – это один из видов художественного творчества, который требует художественной одаренности, а также определенной степени технической подготовки – знания основных построений музыкальных произведений, сложившихся в ходе исторического развития музыки. Однако музыкально произведение должно быть не наборомупотребительных, привычных музыкальных оборотов, а художественным целым, отвечающим эстетическим запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художественное содержание, обусловлено общественно-идеологическими факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, которые в реалистическом искусстве означают не разрыв с традицией, а ее развитие в связи с новыми художественными задачами. Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логических осмысленных типов музыкальной формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определенной художественной и познавательной ценностью содержания.

Сам творческий процесс у различных композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка, подобно импровизации, выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколь-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке формы (В.А. Моцарт, Ф. Шуберт). Другие находят наилучшее решение только в результате длительного и напряженного процесса совершенствования первоначального наброска (Л.В. Бетховен). Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще фортепиано (И. Гайдн, Ф. Шопен), другие прибегают к проверке за фортепиано только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С.С. Прокофьев)1.

1.2.2 Композиция в изобразительном искусстве

В общем значении композиция – один из типов структуры, наиболее сложный и совершенный. Конструкция считается функциональной структурой открытого модификационного типа. Ее элементы могут заменяться без ущерба для целого, хотя принцип связей остается неизменным. В композиционной целостности ни один из элементов не может быть заменен, поскольку он приобретает уникальный смысл только в одном единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами.

Как целостный феномен композиция трудна для теоретического анализа, поскольку она существует в форме бесконечного исторического художественного процесса. Об этом процессе мы можем судить только приблизительно, выборочно рассматривая отдельные произведения искусства в их материальной форме, сравнивая, анализируя, отыскивая общие принципы и закономерности. Таких закономерностей немного, а композиционная целостность в каждом случае уникальна, неповторима. Композиций на свете столько же, сколько произведений искусства. Потому в истории искусства и в теории композиции (вопреки академическим канонам) нет незыблемых правил, законов, рецептов, а существуют лишь в той или иной мере проявляемые закономерности, зависящие от типа и вида искусства, также художественного направления, стиля, течения, школы, того или иного мастера и, наконец, индивидуального мышления художника. Можно сказать, что закономерности искусства композиции представляют собой условный инвариант творческого процесса художника. Композиция в истории искусства существовала всегда, но называлась по-разному, и ее закономерности появлялись различным образом. Следовательно, рассматривать это понятие возможно только исторически. Отдельные композиционные средства и приемы использовались в искусстве Древнего мира – Египта, Месопотамии, получили классическое выражение в античном искусстве. Однако их теоретическое осмысление начинается только в эпоху Итальянского Возрождения.1 Впервые слово «compositio» теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив трактате «Десять книг о зодчестве», где он дал этому понятию следующее, впоследствии классическое, определение: «композиция – это сочинение, выдумывание, изобретение как акт свободной воли художника».2

Альберти мыслит как архитектор и рассматривает композицию не в качестве завершенной картины, составленной из готовых элементов, а как метод творческого процесса художника – в форме советов. Рекомендаций, раскрывающих последовательность основных этапов работы. Термин «композиция» у Альберти относится не к конечному результату, а к процессу, суть которого состоит в организации пространства. Теоретик демонстрирует это на примере объемных моделей. В отличие от формальной целостности, понятия ансамбль, композиция нерасчленяемы на отдельные части. Композицию Альберти понимает как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

В эпоху возрождения композиция понимается как сочинение – это то новое, что привносит художник в мир, изображая что-либо. Поэтому композиция объединяет единой системой терминов понятие материала, способа формирования выразительных средств и приемов. В классической традиции искусство композиции рассматривается как творческий метод, а академизме – как формальный прием. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной – ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция – это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэля1 композиция мыслится, реализуется и воспринимается , как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы»2. Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым… Причем одно непрерывно переходит в другое: закономерное в случайное, объективное в субъективное, абстрактное в конкретное.

Определение композиции эпохи Просвещения дал английский художник и теоретик искусства У. Логарт (1691-1784) в трактате «Анализ красоты»(1753). Для Логарта «красивая» композиция – это «многообразие без путаницы, простота без обнаженности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых». Такое единство выражает «организованную сложность» (многообразие в единстве) и доставляет удовольствие сознанию; возводит его до наименования красоты»3. Красота – это есть особым образом осмысленная и развивающаяся во времени целостность изобразительных элементов. Такая целостность предполагает создание новой – художественно-образной реальности, отвечающей следующим требованиям: новизны, ясности структурных связей между составными элементами, выразительности (осмысленности), развития (вариационности).