«Юбилей ДЮЦ ГЭР – 65 лет!»;
«Церемония чествования победителей в городских конкурсах педагогического мастерства»;
В этих программах основными ведущими были старшекурсники: Владислава Кузнецова, Константин Луконенко и Николай Филатов. Это замечательное трио ведущих в течение четырех лет вели многие городские программы, позднее к ним присоединилась и Наталья Тымкив. Зрители их знали, любили и встречали аплодисментами, ставя, таким, таким образом, знак равенства между ведущими и исполнителями – артистами.
Они работали в собственных сценических образах (за исключением программ, где требовалось ведение театрализованное), но всегда в едином стиле.
Исключения были. В программе «Церемония чествования лауреатов и победителей городского конкурса учитель года 2002», я и Алексей Банников в одном из эпизодов работали в жанре парного конферанса. Нам предстояло рассказать зрителям об одном из победителей путем театрализованного ведения. Н. Филатов и К. Луконенко были ведущими и выполняли функцию интервьюера. Конферанс заключался в том, что мы играли в образе «маски» и были агентами внедренные в ряды воспитанников победителя учитель года 2002. Эпизод имел колоссальный успех в лице организаторов и зрителей. Конферанс удался. Это был мой первый опыт в работе данного жанра.
Затем последовала еще одна большая юбилейная программа «Золотой петушок» (конкурс исполнителей детской эстрадной песни). В качестве ведения парного конферанса были выбраны эпизоды, где я и А. Банников представляли участников конкурса. Диалог состоял не со зрителем, а как в спектакле, - актеров (первого и второго конферансье) между собой. В разыгрываемых сценах, построенных по законам драматургии, отношения партнеров обострялись конфликтными ситуациями. Например, спором, какой участник сейчас выйдет на сцену и, что он будет исполнять.
Так же в последующие годы являлся ведущим программ:
«Золотая игла» (детский конкурс театров мод);
«Мы против СПИДа и наркотиков»;
«Студенческая весна на КФ факультете»;
«Золотой петушок»
«Церемония чествования лауреатов и победителей городского конкурса учитель года»; и др.
Также отрабатывались функции информатора, организатора и координатора, репортера и комментатора в различных программах.
А когда члены жюри долго совещались и концертные номера заканчивались, то приходилось спонтанно выходить на интервью с коллективами или залом, или проводить игры, и даже показывать миниатюры и различные сценки.
Работа в этих программах способствовала развитию умении выстраивать не только опосредованное общение со зрительным залом (через партнеров), но и непосредственное, открытое общение со зрителями.
Наряду с коммуникативными способностями осваивались и развивались:
- персептивные умения (умение распределять объем внимания, гибкость, переключаемость, избирательность и т. д.);
- речевые умения (осваивалась внутренняя и внешняя техника словесного действия);
- психотехнические;
- паралингвистические и др.
На этих программах формировался образ «хозяина» сцены.
Штепсель В. М. утверждает: «имидж», более чем «образ» - средовое явление. В том смысле, что он выступает как людское признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя населения – ежедневно. Если ведущий, индивидуализируя свой жизненный образ, лишь на время принимает на себя роль «хозяина сцены», которая управляет и регулирует его поведение, то имидж предполагает искусное вхождение во все жизненные роли, и соответственно модели поведения во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, имидж остается непрерывным во взаимоотношениях с окружающими, постоянно поддерживается. Значит, создание имиджа требует гораздо более упорного и продолжительного процесса «работы над собой и над ролями». Не только «делать самого себя», но и «умело преподносить» всегда и везде по-человечески очень сложно.
Автор акцентирует: «Имидж» не торжественный «образ». Он – его фасадная часть, в которой манеры и внешний облик выступают в качестве наиболее впечатляющих архитектурных элементов. Это, своего рода, «фирменный знак». Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека.
Личный образ | Личный имидж |
Образ «рождается» в сознании окружающих, «живет», отражая действительность. | Имидж целенаправленно формируется, «куется», «завоевывается». Выбирается сознательно и меняется сознательно, либо наполняется новым содержанием, ориентируясь на ожидание окружающих. |
Непрерывная, естественная динамика в развитии. | Непрерывная, искусственная динамика в развитии. |
Рождается путем подчеркивания привлекательных черт индивидуальных, субъектных, личностных (своеобразие, характерность). | Создается путем формирования привлекательных сильнодействующих деловых качеств личности (воспитанность, эрудиция, профессионализм) и их искусного «преподнесения». |
Это естественный органичный процесс. | Это искусственных технологический процесс (технология «имиджирования», минитехнология «фесбилдинг») имидж – это фасадная часть, внешняя архитектура образа. |
Образу необходимо ярко выраженное психологическая индивидуализация. | Для создания имиджа индивидуализация образа имеет первостепенное значение. |
Понятие «образ» отличное от понятия «имидж» равно как и от понятия «маска». И среди них нет среднего. Они равно удалены друг от друга, и одновременно равно взаимопроникаемы.
Подобное разведение этих понятий имеет практическое значение. Оно помогает прежде всего, глубже осознать их взаимосвязь: без «образа» и без «масок» не может быть «имиджа».
«Имидж культивируется, закрепляется, грозя превратиться в маску, но все время остается на грани превращения». Потому, что имидж, как и образ персонифицирован.
Имидж, перебирая маски, не утрачивает собственной индивидуальности. Сквозь множество масок проступает магия личности!
И образу (т.к. он живет, отражая действительность) и имиджу (т.к. он не прерывно совершенствуется, меняя отношение к действительности) присуща определенная динамика, потеряв которую они оба рискуют превратиться в маску (нечто «статичное»). Стандарт обаяния все равно остается стандартом.
Следовательно, при создании имиджа индивидуализация образа приобретает первостепенное значение. Чем богаче личность по своим характеристикам, тем ей доступнее выразительный имидж, который ведущему важно уметь использовать, как средство самовыражения своих наилучших данных.
Имиджмейкер – специалист, делом которого и является создание имиджа, на сегодняшний день в цивилизованных странах пользуется повышенным спросом у политиков, бизнесменов и «звезд» кино. Скажем точнее без них «звезды» не появляются на общественном небосклоне. («Звезда» - это имидж эффект).
Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем, над которым работают целая команда специалистов: психолог, стилист, ритор, визажист, массажист, модельер, постижер, режиссер, хореограф под руководством имиджмейкера.
Проанализируем наших ведущих (шоуменов) ТV программ. На канале «Россия», мы можем наблюдать программу «Кривое зеркало». Связывающим звеном между номерами программы являются «новы русские бабки». Это молодые люди Сергей Чванов и Игорь Касилов, работающие в образах «бабок». Они объявляют, номера программы, работая в так называемом парном конферансе.
Эти «бабки», на самом деле, самые, что ни на есть «русские». Они работают в образах «бабок», которые ведут себя как добродушные, «продвинутые», смешные, интеллигентные, но не старые, а вечно молодые старушки. Во время концерта они шутят, показывают интермедии, миниатюры, репризы и т. д. Также они танцуют и поют, непосредственно участвуя в номерах программы. Но так, как они постоянно работают в одной «образе-маске», создается впечатление, что зрителю они как-то приелись. Конечно подходы у них разные к объявлению номера, но они статичны и как таковое, что-то оригинальное ждать от них не приходится.
Также на нашей сцене множество других ведущих (шоуменов) работающих как в парном, так и сольном жанре конферанса. Максим Галкин – ведущий различных телепередач, программ, концертов. Он конферирует один или в паре с академическими ведущими. В своих выступлениях он использует шутки, репризы, интермедии и т. д. Так как Галкин пародист, он использует это в своем ведении. Это так называемый его «конек». Публика его очень любит и уважает. На наш взгляд он работает очень профессионально.
Ян Арлазоров – артист эстрады. Самый что не наесть конферансье начала ХХ века. На концертах он общается с публикой на прямую, на «ты». Он заводит со зрителями диалоги, беседы, розыгрыши. Использует скетчи, фельетоны, репризы.
Шоумен Николай Фоменко. Его манера ведения концерта очень завораживающая. Перед тем, как объявить исполняемого артиста и его номер, он описывает и рассказывает о нем в шуточной форме, используя шутки, интермедии и т. д.
Валдис Пельш – чаще ведет с кем-либо в паре, использует интересные диалоги в подачи исполнителей.
Леонид Якубович – ведущий (шоумен) капитал шоу «Поле чудес». На прямую общается, как и с участниками программы, так и со зрителями.
Заключение
Очевидно, что конферанс – это не просто элемент, дополняющий эстрадное представление, это неотъемлемая его часть. Без конферансье эстрада теряет свою специфику и становится чем-то другим. От ведения программы зависит ее успех или провал, конферансье – лицо программы и игнорировать этот жанр как самостоятельный и требующий теоретической разработки просто невозможно. Тем более сегодня, когда эстрадные формы искусства востребованы как никогда. Конферансье как специалисту необходимо обладать всеми навыками артиста и при этом владеть любой ситуацией. Благодаря экспромту, умело и вовремя найденному решению определенный эпизод программы будет воспринят зрителем нужным образом.