Во все времена ощущалась нехватка специальной школы подготовки специалистов. К профессии конферансье зачастую относились и относятся как к переходной стадии между работой никак не связанной с искусством и актером или драматургом.
Однако профессия конферансье не приемлет дилетантов. И так было всегда. На сцене в качестве посредника между зрителем и артистом должен быть человек образованный и эрудированный. Сцена не терпит неорганичности. Конферансье не должен боятся проявлять личные качества. Конферансье работает в образе, но образ этот создается им самим на основе его собственного характера. Прежде всего, конферансье – это личность и именно личность, человек интересен зрителю и только ему зритель станет доверять. А доверие зрителя необходимо любому ведущему программы как «хозяину» сцены.
В наши дни немногие из ныне живущих талантливых конферансье давно занимаются сольным творчеством, выступая как самостоятельные артисты с отдельными номерами.
В очередной раз пустующую нишу занимают не профессионалы. При этом термин конферанс не упоминается как таковой. Будто бы ведущий современного шоу занимается чем-то другим. Отсюда и отсутствие разработки теоретического материала, и непонимание самой сути вопроса.
Кроме того, развлекательная функция, присущая конферансу, порой дискредитировала искусство конферанса, сближая его с сомнительными формами увеселения, соединяла раскрепощение с разгулом, озорное веселье с пошлостью, в результате чего действительно возникало антиискусство, вызывающее справедливый протест ревнителей сложившихся эстетических норм. Хотя иногда некоторые современные ведущие действительно ведут себя не подобающе сложившейся ситуации: чересчур кривляются, паясничают.
Именно поэтому не следует забывать слова Чарли Чаплина: «Больше всего я опасаюсь, как бы мне не впасть в преувеличение или не слишком нажать на какую-нибудь частность, легче всего убить смех преувеличением».
Конферансье первым из всех исполнителей общается с залом, он является представителем артистов перед зрительным залом, «хозяином» эстрадной программы. И именно от него зависит настроение зрителей, именно от него зависит отношение зрительного зала к выступающим артистам, именно от него в большей степени зависит успех или не успех шоу.
Сейчас наступает самый подходящий момент для того, чтобы сложившиеся на практике элементарные основы теории конферанса, будучи осмысленными и дополненными, начали бы помогать жанру конферанс в его дальнейшем становлении.
Список литературы:
1. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М.: Искусство, 1971. - 357 с.
2. Андроников И.Л. К музыке. - М.: Советский композитор, 1977. - 240 с.
3. Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам... - М.: Советский писатель,1962.
4. Ардов В.Е. Как вести концерт. В помощь начинающему конферансье. -М.: Госкультпросветиздат, 1956.
5. Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М.: Искусство, 1968.-183 с.
6. Актер на эстраде. / Сост. А.В. Викторов. - М.: Советская Россия, 1979. -72 с.
7. Акимов В.В. Леонид Утесов. - М.: Олимп:ACT, 1999. - 448 с.
8. Бейлин A.M. Аркадий Райкин. - Л.: Искусство, 1965. - 165 с.
9. Виккерс Р.Б. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. - М.: Искусство, 1982.- 244 с.
10. Викторов А. Начинаем эстрадный концерт. - М.: Знание, 1974. - 47 с.
11. Ворошилов В.Я. Феномен игры. - М.: Советская Россия, 1982. - 128 с.
12. Германова М.Г. Эстрадный жанр: (Разговорные жанры эстрады).-М.:Сов. Россия,1986.-96с.
13. Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. - Л.: Искусство, 1968. - 254 с.
14. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа ипарадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991.-221 с.
15. Дмитриев Ю.А. Эстрада глазами влюбленного. - М.: Искусство, 1971. -207 с.
16. Дмитриев Ю. Искусство Советской эстрады. - М.: Молодая гвардия,1962.-127 с.
17. Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М.: Знание,1968.-77 с.
18. Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября.-Л.: Искусство, 1976. 392с; С155-182
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 496 с.
20. Конников А. Мир эстрады. - М.: Искусство, 1980. - 272 с.
21. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера.-М.: Искусство, 1954.-151 с.
22. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики: Учебное пособие. - Л.: Искусство, 1987. - 190 с.
23. Кузнецов Е. Из прошлого эстрады. - М: Искусство, 1958. - 367 с.
24. Мастера эстрады: Сб. очерков о мастерах разговорного жанра /Под ред. Д.И. Золотницкого.-Л.-М.: Искусство, 1964.-220с.
25. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно- педагогической деятельности клуба: Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с; с. 122-132.
26. Отт Урмас Телевизионное знакомство. - М.: Искусство, 1992. - 255 с.
27. Петров Н.В. 50 и 500.-М.: ВТО,
28. Петросян Е.В. Хочу в артисты! -М.: Искусство, 1994.-335с.
29. Поляков B.C. Товарищ Смех.-М.: Искусство, 1976.-239с.
30. Рубб А.А. Пока занавес закрыт.-М.: Сов. Россия, 1987.-112с.
31. Райкин А.И. Воспоминания.-М.: Фирма «Аст»,1998.-480с.
32. Русская советская эстрада. Очерки истории, 1917-1929. / Отв. ред. Е.Д. Уварова. - М.: Искусство, 1976. - 406 с.
33. Русская советская эстрада. Очерки истории, 1930-1945. / Отв. ред. Е.Д. Уварова. - М.: Искусство, 1976. - 415 с.
34. Русская советская эстрада. Очерки истории, 1946-1977. / Отв. ред. Е.Д. Уварова. - М.: Искусство, 1981. - 527 с.
35. Смирнов-Сокольский Н. Сорок пять лет на эстраде. - М.: Искусство, 1976.-225 с.
36. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Вагриус, 2000. - 441 с; с. 390-395.
37. Савкова З.В. Выразительные средства речевого взаимодействия в
массовом представлении: Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК, 1981. – 79с.
38. Скороходов Г. Звезды Советской эстрады. - М.: Советский композитор, 1986.-184 с.
39. ТВ-репортер. / Под ред. Э.Г. Багирова. - М.: Моск. ун-т, 1976. - 206 с.
40. Сердце, тебе не хочется покоя: от Утёсова до ...-М.: Диадема-Пресс, 2000.-416с.
41. Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзикл-холлы (1917-1945).-М.: Искусство, 1983.-320с.
42. Уварова Е.Д. Аркадий Райкин.-М.: Искусство, 1986.-301с.
43. Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский язык, 1994. - 191 с.
44. Фоменко Н.К. О внедрении методов театральной педагогики в процесс обучения специалистов социально-культурной сферы //Сб. науч. статей /Под ред. Е.Л. Кудриной.- Кемерово: КемГУКИ,2004.-228с, С. 141-147
45. Шапировский Э.Б. Образы и маски эстрады. - М.: Советская Россия, 1976.
46. Шапировский Э.Б. Конферанс и конферансье. - М.: Искусство, 1970. - 129 с.
47. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986. - 462 с.
48. Щербакова Г.А. Концерт и его ведущий. - М.: Советская Россия, 1974. - 80 с.
49. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИД994.-320с.
50. Шангина Е.Ф. Выявление и развитие актерских и режиссёрских способностей: Методические рекомендации: Единый Банк Данных «Дебют», 1993.-160с.
51. Эстрада России. XX век.-М.: РОССПЭН,2000
52. Эстрада без парада: Сборник. / Сост. Бажнова Г.П. - М.: Искусство, 1990,447 с.
53. Эстрада: что? где? Зачем?: Статьи. Интервью. Публикация /Отв. ред. Е. Уварова.-М.: Искусство, 1988.-350с.
54. Эстрада в России. XX век.: Энциклопедия.-М.: Олма-Пресс,2004.-862с.