Н.А. Бердяев различал культуру и цивилизацию, разводя их в антиномичных (противоречивых) характеристиках. По его мнению, переход от культуры к цивилизации всегда сопровождается убылью духа, именно это и происходит сейчас в мире. Бердяев видел в России духовное явление, которое не могут убить никакие материальные и политические катастрофы и, хотя тема мирового кризиса была поставлена им с предельной остротой и глубиной, он пытался увидеть и пути выхода из него, он верил, что Россия несет «новое слово» миру, что она откроет следующую страницу человеческой истории. Бердяев предрекал России великую роль, но и великую ответственность.
Флоренский, признавая величайшую ценность культуры, тем не менее считал, что эта ценность не заключена в самой культуре: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры». По мысли Флоренского, культура, стоящая на почве христианской веры, то есть вдохновленная и любовью к человеку, и жалостью к нему, как к "самобытному и страдающему", "прекрасному и загрязненному существу", как к "блудному детищу Божию" (там же) ‑ и есть та сила, которая способна обуздать другую силу – индивидуальную свободу в ее стремлении к деструктивности в отношении Абсолюта и Всеединства.
Подводя итоги курсового исследования, целью которого являлся анализ взглядов представителей русской религиозной философии Серебряного века на сущность и предназначение культуры, можно сделать следующие выводы:
1.Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная для русской мысли серебряного века. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации.
2. В русской религиозной философии была сделана попытка христианского подхода к процессам новой и новейшей истории. Из антропоцентрической и историософической философии был, по выражению Бердяева, "сделан опыт христианского осмысливания процессов новой истории. В ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада". В этом - главная и непреходящая, не только русская, но и вселенская заслуга и особенность русской религиозной философии.
БИБЛИОГРАФИЯ
4. Андреев Л. А. Искусство, культура, сверхкультура. Философия искусства Н. А. Бердяева. – М., 1991. – 230 с.
5. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. – Париж, 1940. – 430
6. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1972. – 120 с.
7. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991. – 365 с.
8. Губман Б.Л. Введение в философию культуры. Тверь, 1995. – 413 с.
9. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика. 1997. – 345 с.
10. Зернов Н. А. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж. 1991. – 412 с.
11. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон. 1996. – 350 с.
12. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель. 1991. – 430 с.
13. Некрасова Е. Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века. М.: Мартис. 1997. – 370 с.
14. Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (ХХ век). М., Изд-во РОУ. 1996. – 260 с.
15. Соловьев В.С. О духовной власти в России // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. – М., Правда, 1989. Т. 1. – 590 с.
16. Соловьёв В.С. О христианском единстве. – М., Рудомино, 1994. – 305 с.
17. Торосян В.Г. Культурология. Истоия мировой и отечественной культуры. – М., 2005. – 735 с.
18. Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1994. –380 с.
19. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Вильнюс.: Вильтис, 1991.
20. Франк С. Л. Смысл жизни//Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1994. – 258 С.
[1] Апокалипсические – от «Апокалипсис»; так называется одна из книг Нового Завета; другое ее название – «Откровение Иоанна Богослова». Книга наполнена предсказаниями ужасающей общей катастрофы конца мира.
[2] Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. С.163. Книга Н.А. Бердяева «Самопознание. Опыт философской автобиографии» издана впервые в Париже в 1949 г.
[3] Там же.
[4] Соловьев В.С. О духовной власти в России // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., Правда, 1989. Т. 1. С. 44 -59.
[5]Соловьёв В.С. Указ. соч. Т. 2. С. 312.
[6]Соловьёв В.С. О христианском единстве. М., Рудомино, 1994.- С. 305.
[7] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.219.
[8] Там же. С.254.
[9] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.255..
[10] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 36.
[11]Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 38 (Далее Сочинения).
[12] Сочинения. Т.1. С. 39
[13] Сочинения. Т. 1. С.658.