Смекни!
smekni.com

Культура европейского Возрождения (стр. 6 из 6)

Испания.

В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства католической церкви, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера.

В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547 – 1616), автор романа "Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский", в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало. Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, "Назидательные новеллы", стали своеобразным описанием современных автору нравов.

Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562 – 1635), автор огромного количества литературных произведений, среди которых не потерявшие своего значения и сегодня "Собака на сене", "Учитель танцев" и др.

Великие художники Испании эпохи Возрождения: Эль Греко (1541 – 1614), творения которого отличаются повышенной одухотворённостью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом ("Апостол Пётр и Павел", "Погребение графа Оргаса"), и Диего Веласкес (1599 – 1660), чья живопись отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа, обострённым чувством гармонии ("Вакх", "Завтрак", "Менины", "Пряхи").

Эпоха Ренессанса в славянских культурах

Ренессанс оказал существенное влияние на культуру славянских стран "латинского" круга. Из Италии и Германии идеи гуманизма и новые формы культуры, благодаря интенсивным контактам, распространялись в Хорватии и Далмации, в Словении, Польше и Чехии. Восприятие Ренессанса славянами было неравномерным. Наиболее органично и раньше всех его восприняли в Далмации, где итальянская культура всегда имела решающее влияние. Начался невиданный расцвет далматинской поэзии. Идеи итальянского гуманизма проникли в Далмацию очень рано, уже в XV веке. Типичным было широкое распространение классического образования в городских школах. Гуманисты Дубровника и соседних городов создали несколько значительных сочинений по экономике, философии, политике, Медицине, навигации, технике.

Прекрасная страница в истории Ренессанса у славян – культура Польши. В многонациональном государстве, которым Польша стала в XV–XVI вв. в результате соединения польских, литовских, белорусских и украинских земель, было много различных местных вариантов культуры. Как бы поверх них, объединяя все в один общеевропейский стиль, лег слой ренессансной культуры. Ее носителями были королевский двор, поддерживавший культурные контакты с Италией, высшее дворянство, строившее дворцы и замки по образцу западноевропейской аристократии, католическая церковь, подражавшая римским вкусам, гуманистическая интеллигенция и горожане, на которых решающее воздействие оказала культура немецкого Ренессанса. Переплетение итальянских и немецких влияний с традиционной польской культурой дало интересные, своеобразные плоды, особенно в поэзии. Вершина польского Ренессанса – поэзия Яна Кохановского (1530–1584). Высокая гуманистическая образованность позволила ему воспринять все культурные богатства своей эпохи, а незаурядный талант, чувство языка дали возможность выразить в звучных стихах то, что волновало людей его времени.

В целом культура Ренессанса в славянских странах вводила национальные особенности культур в русло общеевропейского художественного развития. Гуманизм ставил человека в центр мироздания, способствуя развитию личности. Однако в славянских странах Ренессанс во многом накладывался на старую средневековую культуру, образуя интересный сплав традиционного и нового. Поэтому искусство XVI в. в славянских землях не достигло такого расцвета, как в Западной Европе. Очевидно, причину этого следует искать в исторических особенностях славян, у которых отсутствовали глубокие исторические корни для возникновения гуманистической культуры ренессансного типа.


Словарь понятий и персоналий

Агрикола Рудольф – немецкий мыслитель

Альдехонде Филипп – нидерландский литератор

Ариосто Лудовико – итальянский поэт

Босх Иероним – нидерландский художник

Боттичелли Сандро – итальянский живописец

Вега Лопе де – испанский драматург

Веласкес Диего – испанский живописец

Веронезе Паоло – итальянский живописец

Боккаччо Джованни – итальянский поэт

Бронзино Анджело – итальянский живописец, основоположник маньеризма

Бруно Джордано– итальянский мыслитель и астроном

Брейгель Питер – нидерландский живописец

Вимпфелинг Якоб – немецкий мыслитель

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории, охватывающая конец XIII – начало XVII вв.

Гольбейн Младший Ганс– немецкий живописец

Грюневальд – немецкий живописец

Гуманизм – в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, но также самопознание и самосовершенствование

Данте Алигьери – итальянский поэт

Джорджоне – итальянский живописец

Джотто ди Бондоне – итальянский живописец; "титан" Возрождения

Донателло – итальянский скульптор

Дю Белле Жоаке – французский поэт

Дюрер Альбрехт – великий немецкий живописец и график; "титан" Возрождения

Инквизиция – репрессивный орган католической церкви, действия которой способствовали окончанию эпохи Возрождения

Каваллини Пьетро – итальянский живописец

Кальвин Жан – французский реформатор, основатель кальвинизма

Кампанелла Томмазо – итальянский философ

Кохановский Ян – польский поэт

Кранах Старший Лукас– немецкий живописец

Леонардо да Винчи – великий итальянский художник, теоретик искусства, скульптор, архитектор, математик, физик, механик, астроном, физиолог, ботаник, анатом; "титан" Возрождения

Лютер Мартин – немецкий реформатор, основатель лютеранства

Мазаччо – итальянский живописец

Макиавелли Николо – итальянский мыслитель и философ

Маньеризм – течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения

Медичи – семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в период Возрождения

Микеланджело Буонарроти – великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт; "титан" Возрождения

Микеланджело да Караваджо – итальянский живописец

Монтень Мишель де – французский мыслитель

Мор Томас – английский гуманист

Петрарка Франческо – итальянский поэт

Пизано Никколо – итальянский скульптор

Понтормо Якопо – итальянский живописец, основоположник маньеризма

Рабле Франсуа – французский писатель

Рафаэль Санти – итальянский живописец; "титан" Возрождения

Рембрандт Харменс Ван Рейн – нидерландский живописец

Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви

Ронсар Пьер де – французский поэт

Рубенс Питер Пауэл – нидерландский живописец

Сакс Ганс – немецкий поэт

Сервантес Мигель де – испанский писатель

Сидней Филипп – английский поэт

Тинторетто Якопо – итальянский живописец

Тициан Вечеллио – итальянский живописец; "титан" Возрождения

Уайет Томас – английский поэт

Фишарт Иоганн – немецкий литератор

Фуке Жан – французский художник

Халс Франс – нидерландский живописец

Цвингли Ульрих – швейцарский реформатор, основатель цвинглианства

Челлини Бенвенуто – итальянский скульптор и ювелир

Шекспир Вильям – английский драматург

Эдмунд Спенсер Лестер– английский поэт

Эйк Ян ван – нидерландский живописец

Эль Греко – испанский живописец

Эразм Роттедамский – нидерландский мыслитель и философ


Заключение

Возрождение – эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма – течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.


Литература

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов (Под редакцией Марковой А.Н.). – М.: ЮНИТИ, 2003.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под редакцией Брагиной Л.М.). – М.: Высшая школа, 1999.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. – М.: Интерпракс, 1994.