Образы защитников Ленинграда создали в поэмах О. Бергольц "Ленинградская поэма" и В. Инбер "Пулковский меридиан". Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова. Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского "Василий Теркин", поэма М. Алигер "Зоя".
Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С. Герасимова "Мать партизана", картине А. Пластова "Фашист пролетел" и др.
В годы войны происходили заметные изменения в жизни советского многонационального общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единства судеб народов.
В послевоенный период сфера идеологии охватила все стороны социокультурной жизни страны. На практике это означало грубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развития культуры. Примером тому может служить печально известное постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (14 августа 1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателей были объявлены "несовместимыми с социалистическим мировоззрением", "идейно-порочными". Такая же политика велась и в отношении других видов художественного творчества. Гонениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А. Авдеенко и др.
Период "оттепели". После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободу художникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однако эта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности", призванной "вдохновлять" писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго" вызвало резкую реакцию властей: его заставили отказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. "Дело Пастернака" породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих он перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрождения.
На рубеже 50—60-х гг. проявились тенденции "нового авангарда" в живописи как альтернатива существующему состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципам изображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период "оттепели" продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал "формалистов", "оторвавшихся от народа".
В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация "живых" и "мертвых". А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин.
Время с середины 60-х до середины 80-х гг. принято называть "застойным". Но к литературному процессу это понятие неприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением, собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского "похолодания", возврат к прошлому сделался в последующие годы невозможным.
В полный голос заговорили таланты "сорокалетних", долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л. Петрушевская и др.). Получили возможность свободного развития различные виды "нереальной" литературы. Литературный пласт стал шире, "производственной" тематике все более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающие высшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько его самого, богатство его внутреннего мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч. Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева, Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева, В. Распутина и др.
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг. породило ряд "неформальных образований", "микромиров" со своей социальной базой, культурой и контркультурой. Подлинным общественным явлением этого периода стал В. Высоцкий - поэт и певец. Его песни отражали менталитет русского человека второй половины XX в.
В "перестроеные" годы из длительного искусственного забвения постепенно начала возрождаться блистательная культура "серебряного века". Была открыта дорога к читателю произведениям, десятилетия пролежавшим "в столе", В. Дудинцева, В. Гроссмана, А. Бека, В. Некрасова, К. Воробьева, А. Рыбакова и др. Зазвучала музыка А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Предстали взору зрителей картины Кабакова, Зверева, Калинина, рисунки Шемякина, скульптуры Сидура, Неизвестного. Стали доступными произведения и других представителей творческой российской элиты, эстетически обогативших мировую культуру, но не вписывавшихся в рамки соцреализма, а потому отвергавшихся официальными властями.
Таким образом, была восстановлена связь между поколениями XX в. Не задавил тоталитаризм окончательно русскую культуру, она набирает новые силы, несмотря на социально-политическую неопределенность "смутного" времени конца XX — начала XXI вв.
6. Список литературы
1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.
3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.5