1980-е годы сделали резкий поворот от романтичности к деловитости. Воротнички уменьшились, юбки удлинились, брюки сузились, а ткани и расцветки значительно померкли. Спортивный стиль нашел свое воплощение в джинсах. В начале 90-х произошел взрыв цвета и радостных эмоций. Проявляется ассоциация с модой 60-х: длина мини и безумство цвета.90-е привнесли в моду отрицание стандартов. Возможность носить одну и ту же вещь и как майку, и как платье, и как блузку в комплекте с юбкой или брюками. XXI век создает сам свою моду. Собирает отдельные кусочки из мод всего XX столетия и привносит свои коренные изменения. Такого многообразия, контрастности, сочетания разных стилей не было никогда. И брюки-дудочки, и брюки-клеш, и кофты с напуском на бедра, и стиль "а-ля битлз" - все это скрепилось, как коллаж, и прекрасно смотрится в моде XXIстолетия.
Какой же должна быть одежда в той или иной ситуации? Что одеть в театр, на премьеру, в гости? Попробуем в этом разобраться…
Знаменитый художник-модельер Пьер Карден сказал, что хорошо одетым можно считать человека, который считается с собой и с другими. Человек живет не для того, чтобы одеваться, а одевается для того, чтобы жить. Какими бы возможностями мы не располагали, наша одежда должна прежде всего зависеть от того, где мы с большей охотой проводим свое свободное время, от наших привычек, от нашего образа жизни, наконец. Завзятому театралу чаще понадобятся строгий костюм, белая рубашка, несколько нарядных галстуков. Если же мы в свободное время предпочитаем прокатиться на мотоцикле или заняться спортом, то нас в первую очередь должны интересовать спортивные рубашки, кожаные куртки и пуловеры.
Выбор различных предметов одежды зависит от вкусов человека, его привычек, возраста, фигуры, от его финансовых возможностей, социального положения и многого другого. Главное, постоянно контролировать себя, чтобы не делать необдуманных покупок и всегда прикидывать, подходит ли новый предмет одежды по стилю, материалу и цвету к уже имеющимся у вас вещам, можно ли его носить в комплекте с ними.
Во всем мире большое значение придают домашней одежде. Все потому, что наш домашний наряд создает соответствующее настроение окружающим. Даже если вы дома одни, вы своей одеждой, своим внешним видом создаете настроение самим себе. Домашняя одежда должна быть, во-первых, удобной для вас, а во-вторых, она не должна раздражать окружающих, а наоборот, создавать у них хорошее настроение.
Мы часто видим в американских фильмах бизнесменов, расхаживающих по дому постоянно в халате. Но фильмам лучше не доверять. Если бы миллионеры целыми днями в халатах ходили, они бы очень быстро обанкротились. Почему? Да потому, что каждая одежда хороша в свое время. Ведь что такое халат? Это одежда, которая нежит тело, располагает к лени, к отдыху. Поэтому халат можно одевать только поздно вечером, когда вы готовитесь ко сну, или рано утром, когда вы уже встали, но еще не совсем проснулись, чтобы сделать переход от сна к бодрствованию более комфортным. А миллионерам нежиться некогда, им деньги делать надо!
Домохозяйка тоже должна иметь свой образ, имидж. Ее внешний вид в то время, когда она занята домашними делами, должен тоже создавать настроение и в то же время - ведь она прежде всего женщина - нести в себе некую изюминку.
Каким должен быть деловой костюм? Элегантным, простым и сдержанным, но в то же время в нем должна быть изысканная женственность для женщин и привлекательный шарм для мужчин. Ваш деловой костюм должен помогать и вам, и окружающим делать дело, а не отвлекать от него. Самым приемлемым для работы будет классический стиль. Как известно, классикой считается все то, что устоялось, стало не столько модой, сколько стилем. Каждой женщине, как, впрочем, и мужчине, должно быть известно, что одежда, включая и обувь, и различные аксессуары (сумочку, шляпу и т.д.) по своей цветовой гамме не должна превышать трех тонов, желательно одного спектра. Идеальными можно считать классические сочетания:
черный - белый - красный;
черный - белый - фиолетовый;
белый - синий - голубой;
коричневый - бежевый и т.д.
многие считают, что носки должны подбираться под цвет рубашки, а это совершенно неверно. Носки должны осуществлять плавный переход от ваших брюк к туфлям (по цвету). А туфли, естественно, должны подбираться в тон вашему костюму.
Одежда очень много может рассказать человеку о своем хозяине. Ведь в каждом костюме как бы заложен определенный код, который можно расшифровать. Когда мы оцениваем чей-то костюм, мы оцениваем и того, кто этот костюм носит - насколько уместно он одет, насколько точно понимает ситуацию, в которой находится. Каждый человек выступает в той или иной социальной роли, которую он играет или пытается играть. В этой ситуации одежда, костюм становятся легко читаемым внешним знаком социальной роли человека. Ведь и сейчас обладатели престижных вещей среди молодежи легко объединяются в группы по принципу "свои - со своими". Чисто интуитивно человек, одетый в том же стиле, что и мы, с первого взгляда становится нам ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам кажутся красивыми, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и смотрим на мир схоже. Выбирая себе костюм, человек открыто заявляет о своих привязанностях, независимо от того, каковы они. Однако в любом случае, получая информацию, которую несет костюм знакомых ил малознакомых людей, мы даем им оценку, исходя из своих собственных привязанностей и вкусов, хотя мнение наше чисто субъективно.
Мода - это форма, в которой могут проявляться те или иные отношения между людьми. Любой костюм несет в себе либо груз традиций, либо отказ от них. Мы вольны надеть то, что нам больше по вкусу, но при этом мы должны помнить, что в нашем костюме заключен большой и широкий смысл, чт он расскажет о нас очень многое, и мы должны считаться с этой "утечкой" информации. Она ведь может быть и очень интимного свойства…
Не бывает просто вечернего костюма на все случаи жизни. Если мы идем на банкет по случаю большого праздника или приглашены на юбилей, то надо выбирать торжественный костюм в классическом стиле, причем он не должен быть слишком ярким, иначе вы рискуете, что внимание гостей переключится с виновника торжества на ваш костюм. Если это просто дружеская вечеринка, то в этом случае можно позволить себе одежду авангардного стиля, свободные, раскрепощенные силуэты. Если же мы приглашены на банкет по случаю презентации,, то здесь вполне уместным будет костюм классического или романтического стиля, хорошо бы нетрадиционной цветовой гаммы. В таких случаях может помочь рецепт известного модельера Унгаро. Он как-то сказал, что если вас поразила красотой какая-то женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета - значит, она была одета идеально!
Одна занимательная история произошла с Марком Твеном. Как-то раз он пришел в гости к Гарриет Бичер-Стоу, забыв надеть галстук. Заметив свою оплошность, Твен принес хозяйке свои извинения, однако Стоу заявила ему, что извинений не принимает. Марк Твен понял, какое большое значение придавалось его галстуку, поэтому на следующий день выслал Стоу бандеролью свой галстук.
Вечерний костюм - это поэма, в которой "вечно женственное" берет верх над мужским началом, это апофеоз всего противоположного, всегда чуждого мужскому костюму!
Характер нарядного костюма очень важен. На выпускном вечере, в присутствии учителей, родителей, девушка (как, впрочем, и юноша) должна быть одета строго празднично, немного торжественно и в определенной степени считаться с тем, что находится в официальном месте.
Но дискотека - совсем другое дело! Здесь ваш наряд, напротив, должен быть эффектным, выделяющимся - иначе вы рискуете весь вечер простоять у стенки. Рисунок современного танца читается гораздо лучше, да и двигаться им будет удобнее, если девушка будет в брюках или в платье, которое подчеркнет достоинства ее фигуры, подаст ее в выигрышном свете.
Простой наряд можно преобразить с помощью акцентов. Правильно подобранные шарфик, шляпка, брошь, бусы - и одежда соответствует конкретной житейской ситуации!
1. "Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях". – Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1995. - 512 с. Под ред. А.Л. Крупенина.
2. "Ваш гардероб, стиль, имидж", Мн, 1999: изд-во "Сервек", составитель И. Демидова.