Предмет - имидж делового человека
Костюм как средство коммуникации
Содержание
1. История одежды
Гармония Древнего Египта
Сияние Древней Греции
Уроки Древнего Рима
Величие рабского востока
Память индусов
Портной-философ Китая
Влиятельная Византия
Киевская и московская Русь
Средневековье
Эпоха Возрождения
Мода XVII века
Мода XVIII века
Мода XIX века
На рубеже столетий (XIX - XX ВЕКА)
Двадцатый век начался
Вторая половина столетия
2. Костюм как средство коммуникации
Домашняя одежда
Деловой костюм
Что может рассказать о нас одежда?
Особенности нарядных туалетов
Литература
1. История одежды
Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел
О. Мандельштам
Если бы мода зажгла свечи на именинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще до нашей эры. Она ставила личное клеймо на властителях и рабах, завоевателях и покоренных, мужчинах и женщинах… Мода шествовала по странам и векам, и, старинная, создала себя новую сама…
Древний Египет… все люди до сих пор питают к нему живой интерес. Небогатые времена, культ фараона, пригнет горожан, крестьян и рабов. Словом, иерархия. В религии распространен культ Солнца, Луны, Земли, животных. А как в Древнем Египте была развита символика! Смотрит, например, рядовой египтянин на головной убор некой дамы и зрит на нем… лотос. "Ага, - тут же думает он, - дамочка-то непростая; на голове не что-нибудь, а символ бессмертия!" Вообще, все изображения в Египте носили чисто условный, схематический характер.
В Древнем Египте одеждой мужчин назывался передник из льна или кожи, который укреплялся на поясе. У знатных людей этот фартук с боков украшался плиссировкой, в отличие от одежды простых египтян. Одежда женщин была гораздо демократичней: и царицы, и рабыни заворачивались в кусок материи абсолютно идентично. Однако качество тканей выдавало тот или иной социальный слой. К примеру, привилегией высшей знати был чудный лен, который по своей тонкости не уступал натуральному шелку. Отчего тело человека было видно даже через пять слоев льняной ткани, надетой на него!
Со временем социальные различия в одежде становились более заметны. Костюм знати все больше усложнялся: для его пошива применялись еще более тонкие и дорогие ткани со множеством плиссировок, золотых и эмалевых украшений. Еще в Древнем Египте стали использоваться манекены. Пока фараоны увлекались плиссировками и всевозможными покрывалами (новшество, пришедшее из покоренной Сирии), жрецы и воины хранили верность прежним фасонам. На жрецах покоились бессменные леопардовые шкуры, наброшенные на одно плечо, а воины не снимали с себя кожаные нагрудники и передники. Всех объединяло лишь одно обстоятельство: страсть побегать босиком. Только изредка фараоны и его приближенные натягивали нехотя сандалии - что поделаешь, "светский этикет"!
Чему действительно стоит поучиться у древних египтян, так это умению соблюдать во всем облике гармонию. Поразительное чувство меры и отсутствие "кричащих" цветовых сочетаний отличают одежду древних египтян.
И не будешь иных богов ты почитать,
Кроме тех, кого сами мы славим:
Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык -
Вот священная тройца!
Аристофан
Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник. Античная культура может нас научить не только приятному времяпрепровождению. Впервые в истории Земли на пьедестал была вознесена гармония духа и тела. Все желали воспевать совершенного человека. Женщина хоть и была несколько ущемлена в правах по сравнению с мужчиной, но в целом являла собой физически здоровую и всесторонне развитую натуру.
Основой древнегреческого костюма являлась драпировка. Прямоугольный кусок ткани, собранный в складки, прекрасно подчеркивал физическое совершенство тех, у кого оно было. Молодежь имущих классов специально обучали искусству одевания и умения носить одежду. Делали ее преимущественно из льна и шерсти. Хлопок вызывал у них ребяческое удивление: "Это шерсть дерева!" - говорили греки. Так же не принимали античные люди и разноцветные ткани. В одном из греческих мифов даже рассказывается о том, что богиня Афина победила одну из лучших ткачих Греции Арахну, выткав однотонную прекрасную ткань вместо узорной. Единственное, что допускалось, - это ненавязчивый орнамент (геометрический или растительный).
Мужчины в Древней Греции имели две части одежды - так сказать, верхню и нижнюю. Нижняя - хитон - была достаточно короткой, стянутой в талии поясом. Верхняя же - гиматий - представляла собой огромный кусок ткани (приблизительно 1.7 х 4 м), который драпировался вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, в нее зашивали груз - кусочки свинца. Так что в момент одевания грека лучше было находиться на безопасном расстоянии.
Несколько проще был еще один вид плаща - хламида. Это прямоугольный кусок ткани из плотной шерсти, который скрепляли фибулой. Например, военачальники носили хламиды пурпурного цвета. Рабы и ремесленники носили лишь хитон из грубой шерсти, а то и вовсе набедренную повязку. На ногах, разумеется, не было ничего. А между тем знатные греки с удовольствием щеголяли в сандалиях из золоченой и цветной кожи, ремешки которой переплетали ноги до колена.
Женская одежда была намного красочнее и разнообразнее, чем мужская, хотя и состояла из тех же частей - гимантия и хитона. Ширина наряда была громадной, складок и гофрировки - хоть отбавляй, но в целом все смотрелось невероятно гармонично и изящно. Впечатление довершали богатые вышивки, аппликации и расписные орнаменты. В Древней Греции было особенно развито ювелирное искусство. Поэтому женщины не испытывали недостатка в сергах, браслетах, фибулах и украшениях для волос. Женщины победнее не могли похвастаться ни украшениями, ни добротными тканями, ни даже количеством своих скромных материалов. А рабыни носили костюм своей родины.
Если в одежде Древнего Египта мы отметили поразительную гармонию оттенков, то у греков стоит поучиться созданию возвышенного, одухотворенного образа. Мода античности превосходно справилась с этой задачей.
Так, у Мальтина туника отвсюду висит и тащится;
Ну, а другой до пупа поднимает ее, щеголяя.
Пахнет духами Руфилл - и козлом воняет Гаргоний…
Гораций
Понадобилось всего несколько веков, чтобы небольшой город-государство Рим превратилось в могущественную мировую державу. И все - благодаря военизированному характеру римялн, идеалы которых отличались от греческих. Ведь в Риме классовое расслоение было просто чудовищным: с одной стороны - богатство и роскошь, а с другой - нищета и бесправие (чего не наблюдалось в демократической Греции).
Древние римляне предстают перед нами суровыми, выносливыми физически сильными людьми. И дело тут не в культе прекрасного атлетического тела (как в Греции), а в строгости и простоте воина, его мужестве и приспособленности к любым условиям. Римлянки пользовались куда большим уважением у своих соотечественников, чем гречанки. И прав у римлянок было немало. Похоже, что где-то глубоко под маской воина римский мужчина хранил мягкость и трепетность. Иначе чем объяснить то, что он перенимал идеалы красоты своих пленников - и греческий стиль, и образ белокурого раба-германца? И чем объяснить поэтичность их потомков?
Влияние греческих традиций мы видим в манере одновременного ношения нескольких одежд, в использовании аналогичных тканей… Были, однако, и принципиальные отличия. Если грекам о шелке приходилось только мечтать, то римляне запросто ввозили с Востока дорогие ткани - шелк и парчу. Парчу драпировать было сложновато, поэтому римляне постепенно отходят от греческих фасонов и начинают носить уже футлярообразные одежды. А как хороши были расцветки! В период Империи цветовые сочетания необычайно изысканны: светло-голубые и зеленые с белым, светло-лиловые с желтым, серый с голубым, розовый с сиреневым…
Мужчина Рима, подобно грекам, имел два вида одежды: нижнюю (тунику) и верхнюю (тогу). Туника от хитона отличалась тем, что надевалась через голову, а не просто драпировалась на теле. Чем знатнее был хозяин, тем раскошнее украшалась его туника. Более того - по тунике можно было определить должность господина. Пурпурные вертикальные полосы спереди говорили о том, что это наряд сенатора либо всадника (все зависело от ширины полос и их количества). Туника полководца-победителя была пурпурной и расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Верхняя одежда - тога - была глубоко символичным одеянием. Римский поэт Вергилий писал в своей "Энеиде": "Владыки мира - народ, одетый в тоги". Иностранцу или рабу, надевшему тогу, было не избежать сурового наказания. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно набрасывался на фигуру, тога замысловато прятала лишь отдельные участки туловища. Она была огромной, тяжелой и роскошной. Понятно, что патриции с удовольствием носили тогу, как символ могущества, а вот воины нисколько не страдали оттого, что их одежда была значительно легче и компактней. В самом деле, в бою куда удобнее в кожаном панцире или шерстяном плаще. Беднякам же достались туники из грубой ткани и деревянные башмаки (мягкая кожаная обувь была привилегией знати).
Нижняя одежда женщин - туника - практически не отличалась от мужской. А вот поверх одевалась стола - накидка из прозрачной ткани. Эту пару зачастую дополнял и плащ, краем которого можно было покрыть голову. Наряд римлянки был не так изящен, как у греческих женщин, зато покорял богатством расцветок; особенно хороши сочетания золотистого с коричневым, лилового с зеленым, голубого с пурпурным.