Говорить о красоте математической формулы совершенно бессмысленно, если нет людей, знающих математику, и способных испытать чувственное наслаждение от того, что в данном случае выступает как красота. Но, с другой стороны, красота формулы есть только тогда, когда есть сама формула (и ведь не любая красива!). И человеческое лицо, которое воспринимается как красивое (этим человеком, этой эпохи, этой культуры, в этом слое общества) – обладает какими-то особенностями, а не просто правильностью черт. Но что же это за особенности? Что такое красота? Красота – едва ли не самая трудноопределимая ценность. В общем, красоту видимо можно представить как отношение человека и мира (какого-то явления), выражающее момент предельной очеловеченности, одухотворенности конкретной чувственности человека. Такое отношение возникает тогда, когда явление в высшей степени значимо, но значимо не утилитарно, не в плане его использования. В таком случае говорят о “заинтересованной незаинтересованности” (И. Кант), о бескорыстности чувств. Явление оказывается духовно-значимым и, в то же время, чувственнопривлекательным.
Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия. Так красота у прагматичных японцев тесно связана с пользой, которая может пониматься и достаточно эгоистично. Бережное отношение к природе, являющееся в Японии этической и эстетической нормой, имеет свои четкие пределы. У себя дома японцы добились неприкосновенности священных рощ, окружающих синтоистские храмы, однако соображения выгоды не останавливают их перед хищнической вырубкой тропической древесины в странах Юго-Восточной Азии или захоронением радиоактивных отходов в Малайзии.
…“поскольку красота — это ничто иное как божество. Красота как атрибут земных вещей вторична. Осознать все прекрасное, чудесное, священное, что составляет жизнь как часть божественного начала — значит быть прекрасным, правдивым и счастливым”http://www.philosophy.ru/iphras/library/aesthvosp/ - _edn2.[7]
Далеко не всякое искусство прекрасно, но, тем не менее, это искусство. Дело в том, что человеческий мозг и нервная система у разных людей устроены в принципе одинаково, а потому мысли и суждения людей в чем-то основном совпадают. Другое дело вкусы: они определяются исключительно условиями той культуры, в которой человек воспитан, и диапазон людских вкусов так широк, что единых критериев в области искусства установить просто нельзя. Следовательно, наше восприятие, наша оценка искусства не может подчиняться каким-то общим правилам, действительным для всех стран и эпох; произведения искусства необходимо рассматриваться исключительно в контексте времени и обстоятельств, в которых они создавались.
1. http://aam.ugpl.de/?q=iskusstvo
2. http://ru.wikipedia.org/
3. http://www.modern-aforizm.boom.ru/stran/krasota.htm
4. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.
5. Большая советская энциклопедия. 1969-1978
6. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975
7. Брескин В. Триада. Искусство языка. Мельбурн, 2006
8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986
9. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания: - М., 1998
10. Любимова Т.Б. Человек и искусство. – Вып. 1: Антропос и поэсис. – М., 1998.
11. Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства, 2004
12. Художественный журнал, №2-1993
13. Янсон Х.В., Янсон Энтони Ф. Основы истории искусств, С.-Пб, 1996
[1] Бычков В. В. «Эстетика». — М.: Гардарики, 2005
[2]Иван Ефремов — «Лезвие бритвы», глава «Две ступени к прекрасному»
[3]Тагор Р. Восприятие прекрасного // Тагор Р. Соч. Т. 8. М., 1957. С. 377.
[4] Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22 тт. – М.: Худ. лит-ра, 1985.
[5]Тамже. С. 385.
[6]Сущность (БСЭ)
Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
[7]BahadurS.J.AnAspectofIndianAwsthetics. In: Sangeet Natak Academi Iournal, New Delhi, 1981. P. 7.