По углам крепостной стены 1507 года располагались две круглые башни - Пороховая (северная) и Колодезная (западная). Четырехъярусная Пороховая башня была самой высокой в Ивангороде (высота достигала 22 м) и находилась она ближе всех других башен к Нарвской крепости. На ней установили круглую смотровую вышку, на верхнюю площадку которой вела каменная винтовая лестница. Существует предположение, что из этой башни вел подземный ход к берегу реки. Четырехъярусная Колодезная башня получила свое название от пристроенного к ней тайника с колодцем, который снабжал город водой в случае осады. Со стороны Нарвы к башне пристроили трехъярусный каменный "капонир", который в свою очередь непосредственно подходил к воде. А уже в нижнем ярусе "капонира" и был устроен колодец. Сам тайник также представлял собой мошное оборонительное сооружение: в нижнем ярусе было пять бойниц, а во втором - шесть. Такие далеко выступающие за линию крепостных стен пристройки с колодцами назывались данскерами и были типичны для орденских крепостей в Прибалтике. Таким образом Колодезная и Пороховая башни стали боевыми опорными частями крепости, так как располагались ближе всего к предполагаемому противнику.
В течение XVI и XVII веков Ивангородская крепость продолжала совершенствоваться и укрепляться, за исключением периода, когда она находилась в руках шведов (1581-1590 гг.). В 1610 году к Большому Бояршему городу пристроили так называемый Передний (Малый) город площадью около шести с половиной тысяч квадратных метров. По углам нового оборонительного сооружения были установлены две башни - Длинношеяя (восточная) и Наместника (западная). Обе башни были похожи на ранее возведенные Пороховую и Колодезную башни Замка. На Длинношеей башне также была установлена сторожевая вышка. После постройки Переднего (Малого) города вся территория Девичьей горы стала занятой. В это же время были построены Колыванские (Иванго-родские) ворота в северо-западной стене Переднего (Малого) города. Несколько позже были построены мощные контрфорсы, фланкирующие въездную арку. От деревянного моста через реку Нарову к Колыванским воротам тянулась деревянная эстакада, один из пролетов которой длиной в 20 м был разводным.
Несколько позже в середине XVI в. Передний город укрепили с северной стороны, окружив его валом, названным впоследствии Главным валом (Горнверком). Чуть позже Главный вал облицевали камнем. Тогда же был насыпан еще один вал (Боярший), который служил защитой северо-восточной стороны Большого Бояршего города.
В 1581 году шведы захватили Ивангород, воспользовавшись благоприятным для них моментом. И только в 15У0 году Ивангород. Ямгород и Копорье были освобождены русскими войсками, а Корелу шведы возвратили при заключении мирного договора. В летописи эти события описываются следующим образом: "Благочестивый царь и великий князь Феодорь Иванович всеа Руси прнде ратню на устие Неровы реки, и взять Иваньгород, и Копорью. и Яму у Немец, и хоте взяти ихъ славные город Ругоднвъ, и обещашася немцы паки по прежнему не приходитн на Русь, дон-деже солнце ходить в небеси, и Корелу городок отдаша".
В начале XVII века, когда все русские земли были охвачены внутренними волнениями, враг вновь подступил к стенам крепости. После свержения царя Василия Шуйского нанятые последним и не получившие обещанной платы шведы стали захватывать русские земли. По с первой попытки врагу взять крепость не удалось, и. более того, под стенами русской твердыни они получили сокрушительное поражение.
В Смутное время ивангородцы поддержали Лжедмитрия II, и, когда последнего убили, они приняли сторону очередного "вора", выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича. В свою очередь новый самозванец сделал Ивангород своим опорным пунктом. Впоследствии самозванец предпринял из Ивангорода поход на Псков, который завершился серьезным поражением.
В результате всех этих перипетий Ивангород, как и большинство других крепостей северо-запада, оказался в руках врага. По Столбовскому договору 1617 года, Ивангород отходил к Швеции. Попытки на протяжении всего XVII века отвоевать утерянные в годы Смуты северо-западные территории не удавались. И только во время Северной войны, в 1704 году Ивангород был возвращен в состав Российского государства. Но только первое время он играл заметную роль в качестве крепости и важного торгового порта.
Во второй половине XVIII столетия Ивангородская крепость окончательно потеряла свое стратегическое значение и постепенно стала разрушаться. Правда, во время Крымской войны крепость снова подготовили к обороне. Но основные боевые действия произошли на побережье Финского залива, у берегов которого расположилась английская эскадра.
В 1863 году по военному ведомству был отдан приказ: "Древние постройки Ивангорода... оставить как памятник древности на попечение военного ведомства".
С начала XIX века крепость использовалась в качестве тюрьмы, а после вышеупомянутого приказа 1863 года эта функция еще более усилилась. В основном в тюрьме содержались осужденные за военные преступления, но иногда попадали сюда уголовники и политические.
В 1920 году, когда Ивангород оказался на территории Эстонии, в крепости был устроен карантинный лагерь для интернированных, через который осуществлялся возврат на родину пленных, попавших на территорию России в годы Первой мировой войны.
Следующие испытания и бедствия выпали на долю старинной крепости в годы Великой Отечественной войны. Немцы, отступая в 1944 году, намеревались взорвать ее. Подо все угловые башни были заложены мощные заряды. Спасло крепость только стремительное наступление советской армии.
В 1970-е годы в ивангородской крепости были произведены масштабные реставрационные работы, которые продолжаются и сейчас.
На территории современной Ленинградской области некогда существовало большое количество оборонных сооружений. Многие нз них исчезли бесследно, другие с помощью дополнительных исследований, с той или иной степенью достоверности, можно описать, а есть и такие, история возникновения которых окутана множеством тайн и загадок. Из них, на наш взгляд, наибольший интерес представляют: Тиверское городище, крепость Ям и Красный замок.
В Западном Приладожье, на Карельском перешейке, недалеко от Валахановского озера, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. в 3,5 км от деревни Васильево вниз по Вуоксе, у пересечения ее с проселочной дорогой, сохранились остатки старинной крепости - Тиверского городища. Некогда она располагалась на месте Тиверских порогов на острове, омываемом двумя рукавами реки Вуоксы. Предположительно в X веке на этом месте карелами было заложено укрепленное поселение, за стенами которого они спасались от набегов финского племени емь. Первоначальное поселение служило своеобразным центром карельской родовой группировки тиврульцев, и населяли его в основном торговцы, ремесленники и рыболовы.
В XIV веке новгородцами здесь была построена крепость, которая контролировала важный торговый путь из Финского залива в Ладожское озеро. Тиверск, расположенный выше Корелы по течению Вуоксы, должен был первым принимать на себя удар шведских войск. Надо отметить, что в те времена Вуокса была судоходной.
С возникновением Тиверского городища связано одно красивое местное сказание.
В далекие-далекие времена населявшие эти места карелы-язычники не имели на своей земле укрепленных городов. С запада им приходилось отбиваться от шведских рыцарей, а на востоке – от русских ратников. У карел были свои боги, которым они истово поклонялись и не желали принимать ни католической веры от шведов, ни православной от новгородцев. И решили тогда найти на Вуоксе подходящий остров и построить на нем неприступную крепость. Такой остров им удалось найти быстро. Им оказался уже известный нам остров Тиурнс у Тиверских порогов.
И работа закипела. Одни насыпали валы, другие таскали огромные валуны и складывали из них крепостные стены. Но что-то постоянно мешало делу: валы размывало дождем, а крепостные стены рассыпались. Однажды одному из вождей было видение - богам было не угодно строительство на этом месте. Все должны были покинуть остров и плыть по течению Вуоксы до тех пор, пока не услышат крика кукушки и не увидят её. Это. место и было предназначено для крепости.
Карелы пустились в путь. Много раз они слышали крик кукушки, но ни разу не видели ее. И вот им повезло, на одном из островов недалеко от Ладоги путники не только услышали птицу, но и увидели её. Здесь, на этом острове и была построена крепость, а пролив, где они остановились, назвали Кякисалми (''Кукушкиным проливом"). Потом это имя получило и поселение. Еще в 1820-х годах местные жители показывали большое трухлявое дерево недалеко от крепости и говорили, что это то самое дерево, на котором была обнаружена знаменитая кукушка.
По всей видимости, люди, глядя на развалины Тиверского городка, и придумали эту красивую легенду.
В 1295 году шведы во время неудачного похода к поселению на месте будущей Корелы, по всей видимости, уничтожили городок Вероятно, что в 1330-х годах п ри воеводе Валите Карелянине городище окружили земляным валом и частично каменной стеной, причем эта стена, высотой около двух метров, была сложена из крупных валунов без применения раствора. По верху стены был устроен защитный деревянный бруствер. А в самих стенах были устроены помещения, открывающиеся внутрь и служившие караульными или складами для товаров. По Ореховскому договору 1323 года граница между Великим Новгородом и Швецией проходила около Тиверска.
В 1404 году городище с прилегающими к нему селениями было отдано на кормление смоленскому князю Юрию. В русских летописях 1404 и 1411 годов Тиверск называется пригородом Великого Новгорода. Спустя семь лет зимой 1411 года шведы разрушили крепость во время очередного набега. Новгородцы решили его не восстанавливать, поскольку укрепления уже не отвечали требованиям того времени (необходимо было строить крепость с башнями и прямолинейными стенами).