Смекни!
smekni.com

Критерии отбора предметов музейного значения в процессе комплектования фондов, на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27» (стр. 2 из 4)

Комплектование музейного фонда может проводиться по двум направлениям: систематическому – когда осуществляется регулярное пополнение музейного собрания однотипными музейными предметами. Результатом такого комплектования являются типологические коллекции, отличающиеся полнотой и обстоятельностью; тематическому – это комплектование музейного фонда по одной, достаточно узкой теме. Для ее раскрытия используются [10] различные источники: вещественные памятники, письменные, аудио-, видеоматериалы и т.д. Такое комплектование присуще при работе над экспозициями и выставками. Кроме того, этот метод применяется для собирания материалов для монографического показа какого-либо предприятия или для характеристики отдельного известного лица. [7]

Результатом этой работы являются тематические коллекции, группирующие разнотипные предметы вокруг общественно значимых событий или тем.

Комплексное комплектование объединяет задачи систематического и тематического комплектования, что дает возможность проводить полноценное документирование той реальности, которой интересуется музей, удовлетворять запросы экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.

Методика работы музеев в нашей стране в комплектовании музейных фондов в основном совпадает. Это планирование комплектования фондов, которое исходит, как уже отмечалось ранее из научной концепции комплектования и согласуется с конкретными задачами, возникающими в ходе источниковедческих исследований, а также в связи с созданием выставок и экспозиций. Общемузейные планы складываются из заявок фондовиков и экспозиционеров, которые согласовываются между собой в решении наиболее актуальных задач комплектования. Существует так называемый перспективный план, который фиксирует в определенной последовательности организацию поступлений из постоянных источников, перспективы реализации связей с авторами и владельцами предметов интересных для музея, тематику и географию музейных полевых исследований. Здесь же предусматриваются и актуальные сборы по современности. Разработка перспективного плана представляет собой, как организационную, так и исследовательскую музееведческую задачу.[6.7.9]

Перспективный план является основой составления годовыхпланов комплектования фондов. Которые содержат конкретную разработку заданий перспективного плана на данный год в соответствии с имеющимися в распоряжении музея средств, наличия необходимых специалистов. Годовые планы рассматриваются коллективом и принимаются в составе общего годового плана работы музея.

Таким образом, научная концепция комплектования музейных фондов, являясь составной частью научной концепции музея, содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

Формы комплектования (этапы приобретения музеем предметов музейного значения)

Формы комплектования представляют собой определенные действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейного значения. Это экспедиции, научные командировки, обмен коллекциями между музеями, приобретение предметов в антикварных салонах, непосредственно от организаций и частных лиц и т.п.

Рассмотрим один из наиболее типичных для музеев методов приобретения предметов музейного значения, поступающих непосредственно от организаций и частных лиц. Эта форма комплектования музейного фонда позволяет пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новые типологические или тематические коллекции, отражающие исторические события, быта, науки и т.п. Предметы могут поступать в музей в дар, по завещанию, после конфискации имущества, а также приобретаться на средства музея или спонсоров.

Приток предметов от организаций и частных лиц во многом зависит от энергии и разнообразия форм собирательской работы музея, что находит отражение в его планах научного комплектования, связей музея с производством, учреждениями культуры, административными органами города и края, а также в значительной степени от популярности музея среди населения. Большую роль могут играть рекламные акции музея, такие как выставки новых поступлений, с указанием имен дарителей, выставки, посвященные хорошо известным в городе, крае людям или предприятиям. Выступления сотрудников музея по радио и телевидению с рассказами о коллекциях музея, а также распространения среди населения листовок с указанием предметов, которые музей готов приобрести.

Выявление предметов музейного значения приобретенных таким образом, опирается на многолетние наблюдения над определенными сферами жизни: над группами населения, деятелями культуры, над бытованием и движением антикварных ценностей, над развитием моды и т.д.

Предлагаемые музею материалы проходят сложный путь, обеспечивающий научно обоснованный отбор предметов музейного значения. С советских времен в музеях практикуется предварительный прием предметов на временное хранение, это обязательно фиксируется специальным актом приема за подписью владельца и сотрудника музея. Одновременно записывается легенда, содержащая сведения о предметах, известные передающему лицу: о происхождении предметов, истории бытования, способах применения. Этот документ подписывается владельцем предметов. Легенда помогает выявить музейное значение предметов, но нуждается в проверке в ходе их дальнейшего изучения.

Далее предметы подвергаются экспертизе специалистов музея, а если есть необходимость – то и других учреждений, дающих письменные заключения.

На основании акта приема, легенды, заключений специалистов и собственных наблюдений члены фондово-закупочной комиссии музея решают вопрос о приеме или возврате предметов, о включении принимаемых предметов в фонд музейных предметов или в фонд научно-вспомогательных материалов. Решают вопрос о стоимости закупаемых предметов, и все это фиксируется в специальном протоколе.

После получения музеем согласия владельца на передачу предметов на предлагаемых условиях, за определенную стоимость составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение. Данный акт утверждается директором, о чем свидетельствует его подпись и печать музея. Далее предметы вносятся в Книгу поступлений фонда музейных предметов или фонда научно-вспомогательных материалов и передаются соответствующим хранителям фондов по специальным передаточным документам.[9.10]

Таким образом, выше были даны общие сведения о научном комплектовании музейных фондов. Рассмотрены задачи, методы и способы комплектования, система учета и документирования данного процесса.

1.2. Критерии отбора предметов музейного значения

Процесс комплектования можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.

Отбор предметов музейного значения

Выявление предмета музейного значения начинается еще в процессе его извлечения из среды, в которой он находится. Это могут быть вещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.

Отбор предметов музейного значения – это решение вопроса о том, что из созданного людьми с наибольшей полнотой отражает документированную музеем реальную действительность той или иной эпохи. Выявление и отбор предметов музейного значения проводится по темам. В основе отбора лежит систем критериев, наиболее значимыми из которых являются информативность – способность отражать, а так же воплощать процессы, происходящие в обществе и природе; репрезентативность – это способность предмета музейного значения с наибольшей полнотой среди однотипных предметов отражать эпоху, явление, среду. Эти два критерия требуют наиболее объективного взгляда на предмет с целью выявления в нем, прежде всего отражения ушедшего времени и иной культуры. Кроме того предмет музейного значения , а в будущем как музейный предмет, должен вызывать воздействия на эмоциональную сферу человека. Такими свойствами предмета музейного значения являются: экспрессивность – это такие качества, как древность, необычность, или наоборот узнаваемость, связь данного предмета с известными именами или событиями и т.п.; следующее свойство, влияющее на эмоции человека-это аттрактивность, способность музейного предмета привлекать внимание за счет своих внешних характеристик, как эстетическими достоинствами, так и притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм или уродством.

Классификация предметов музейного значения, предметы музейного значения принято классифицировать по типам, разделяя в зависимости от способа фиксации информации на письменные, вещевые, изобразительные, кино-, фото- и фоноисточники. Следующей единицей классификации музейных предметов выступает вид, который определяется на основании общих существенных признаков (материал, техника, функциональное значение и др.). Так, предметы, относящиеся к типу вещественных источников, будут подразделяться по материалу (дерево, металл, стекло, кожа, ткань, керамика и т.д.), по функциональному назначению (культовые предметы, оружие, орудия труда, одежда и т.д.). В рамках одного вида выделяют разновидности: например, вид «керамика» подразделяется на грубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицами являются группы, например: вид – металл, подвид – цветной металл, группа – медь.