Введение
Актуальность. В основе каждого музея лежат его фонды. Комплектование фондов – одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Комплектование фондов в своей общей направленности и в определении задач опирается на принципиальные общественно-политические и научные позиции музея российского общества, обусловленные его местом в системе научных и образовательно-воспитательных учреждений. Это находит отражение в общем подходе комплектования фондов музея в независимости его профиля работы.
Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Кроме того на тематику комплектования влияет смена задач, которые обычно ставятся перед музеем, затем изменения которые происходили и происходят в науки, - появление новых научных идей, школ, направлений. Не менее важным в тематике комплектования является господствующая в стране идеология. Это обусловлено тем, что музеи всегда служат обществу и выполняют его заказы.
В данной работе автор раскрыл задачи, методы и проблемы комплектования на примере школьного музея.
Цель работы.
Определить критерии отбора предметов музейного значения в процессе комплектования фондов, на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27».
Задачи:
1. Раскрыть научные методы отбора предметов музейного значения.
2. Проанализировать работу литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27» по отбору предметов музейного значения.
Объект исследования: литературно-краеведческий музей МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
Предмет исследования: анализ отбора предметов музейного значения на примере литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
В работе рассмотрена деятельность музея в период с 2002 года по 2005 год.
Практическая значимость: Так как музей находится в образовательном учреждении, то данное исследование имеет практическую значимость для гимназии №27.
Научная значимость: Данная курсовая работа может послужить дополнительным источником информации по организации и учету научно-фондовой работы в школьных музеях.
Историография. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора.
Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Сборник «Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев» посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций, приведение их в соответствие с современным уровнем развития фундаментальной науки. В статьях сборника рассматриваются также вопросы совершенствования контактов музеев с научными учреждениями и вузами, наиболее эффективного их сотрудничества на всех этапах проектирования музейных экспозиций.
Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга.
Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.
Вопросам истории Сибирских музеев Труевцева О.Н. посвятила несколько научных работ.
В монографии «Общественные и муниципальные музеи Сибири» автор, на основе широкого круга исторических источников анализирует и обобщает опыт возникновения и массового развития общественных музеев Сибири в 1960-90-годы. Используя данные статистических и социологических исследований, анализирует их современное состояние, процесс перехода в муниципальный статус, создает концептуальную модель перспективного развития негосударственных музеев.
В сборнике «Становление и развитие музейного дела в Сибири. Материалы к библиографии» широко представлена литература, раскрывающая становление и развитие музейного дела в Сибири с XIX века до настоящего времени. Наряду с алфавитным каталогом приводятся систематический, хронологический, географический, именной, библиотипологический указатели, позволяющие анализировать процесс накопления информации, влияние социально-политических процессов на развитие музейного дела и научно-исторического представления о нем.
Учебное пособие Труевцевой О. Н. «История Сибирского музея» посвящено методологическому анализу музея, как объекта исторического исследования, историографии и источниковедению. Используя широкий круг источников, автор рассматривает процесс формирования исторического знания о музеях Сибири, характеризует его эмпирическую базу, высказывает практические рекомендации по проведению исследований.
В монографии «Музеи Сибири во второй половине XX века» Труевцевой О. Н. Исследуются проблемы методологии, историографии, источниковедения музейного дела; дается эмпирическое описание и теоретическое объяснение системных изменений, происходивших в сибирских музеях во второй половине XX века; предлагается, основанная на историческом опыте и структурно-функциональном анализе современности, модель оптимального функционирования муниципального музея.
О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..
Авторы Панкратова Т. Н. и Чумалова Т. В. предлагают содержание и методику проведения музейных занятий с младшими школьниками, которые гармонично вливаются в систему дополнительного образования.
В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также – с работой современных специалистов.
Глава I. Комплектование музейных фондов
1.1. Основные понятия
Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х г.г. и на протяжении трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов – практическая деятельность по реализации программы комплектования.[9.10]
Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием - концептуальный.
Научное комплектование фондов представляет собой как теоретическую, так и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собрание памятников материальной культуры. Кроме того эта работа дает возможность получить информацию о духовной стороне жизни людей, так называемого «неосязаемого (нематериального) достояния» человечества: жизнь разных слоев населения, их знания, умения, обычаи, обряды, их представление об устройстве мира и места в нем человека. Собрание памятников и собранные сведения составляют основу для изучения жизни общества.
Главная цель комплектования, безусловно, документирование исторической действительности. Это означает, что через зафиксированные сведения о нематериальной жизни людей и предметов музейного значения в музейном собрании должна создаваться максимально правдивая картина жизни общества на определенном этапе его развития. Главная цель комплектования реализуется в конкретных задачах, основными из которых являются:
· выявление в окружающей действительности подлинных памятников истории, культуры, с наибольшей убедительностью отражающих происходящие или происходившие явления и процессы;
· приобретение их в собрание музея и формирование источниковой базы для музейной деятельности и профильных наук;
· научная организация музейных предметов, включение их в информационный банк данных;
· сохранение культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.[7.8]
Комплектование является исследовательской работой, это обусловлено тем, что в процессе комплектования происходит поиск, выявление и собирание разнообразных документов (письменных свидетельств, изобразительных материалов, предметов быта, аудио- и видеозаписей). В том числе в комплектование музейного фонда входит работа по первичной обработке памятников, включающая в себя определение памятника, его описание и классификацию.