Заключение
Главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Западной Европы средних веков был Бог.
Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер.
Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии.
Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.
Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной.
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.
Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональный культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура ХШ — XIV столетий в Западной Европе была преимущественно идеалистической, основанной на этой синтезирующей идее.
Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века, новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом, возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру». Она может быть названа чувственной
Литература:
1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.– Л., 1964. – 463с.
2. Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб., 2000. – 360с.
3. Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье .– 2-е изд., испр.: М.: Айрис, 2004. – 136 с.
4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1999. – 669с.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.
6. Гуревич А.Я. История средних веков. – М., 2000. – 426с.
7. Драч Г.В., Бакулов В.Д., Королеа В.К. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов по гуманит. спец.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 507с.
8. Лучинская С.И. Культура и общество западноевропейского средневековья. – М., 1994.– 486с.
9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.– 365с.
10. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 304с.
11. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли). – Спб., 1994. – 583с.
12. Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации. Европейский альманах: История. Традиции. Культура. – М., 1993. – 458с.
13. Сапрыкина В.А. Введение в культурологию. Теория и история мировой и отечественной культуры. Учебное пособие в 3-х частях. Конспект лекций. Часть I. М.: МГИЭМ, 1995. –210с.
14. Серебряный С.Д. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429с.
15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – 540с.